Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Кооперативные формы хозяйствования как фактор устойчивого развития аграрного сектора

Региональная экономика | (104) УЭкС, 10/2017 Прочитано: 155 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Опейкина Татьяна Владимировна, Объедкова Лариса Викторовна
  • Дата публикации:
    10.10.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации
    Волгоградский государственный университет

Кооперативные формы хозяйствования как фактор устойчивого развития аграрного сектора

Managing cooperative forms as a factor of sustainable agrarian sector development

Опейкина Татьяна Владимировна

Opeykina Tatiana Vladimirovna

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры менеджмента, технологии торговли и

общественного питания,

Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации,

otv06@bk.ru

Объедкова Лариса Викторовна

Obedkova Larisa Viktorovna

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента,

Волгоградский государственный университет

laravik@bk.ru;

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 17-02-00182 "Институциональная модель инновационного развития системы потребительской кооперации"

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние кооперативных форм хозяйствования. Авторы статьи подчеркивают, что развитие кооперативных форм хозяйствования в большей степени связано с потребительской кооперацией. Авторы определяют проблемы в сфере потребительской кооперации и анализируют ее достижения в южных регионах страны. Авторы отмечают, что развитие потребительской кооперации зависит во многом от мергосударственной поддержки на разных уровнях.

Annotation. In the given article the current state of managing cooperative forms is considered. The authors of the article emphasize that the development of managing cooperative forms is more connected with consumer cooperation. The authors define problems in the sphere of consumer cooperation and analyze its achievements in the southern regions of the country. The authors note that consumer cooperation development depends in many respects on state support measures on different levels.

Ключевые слова. Кооперативные формы хозяйствования, потребительская кооперация, потребительское общество, меры государственной поддержки, сельскохозяйственные товаропроизводители, кооперативный сектор экономики.

Keywords. Managing cooperative forms,consumer cooperation, consuming society, state support measures, agricultural producers, cooperative sector of economy.

Введение

Современные сельскохозяйственные товаропроизводители на законодательном уровне получили возможность выбора как форм собственности, так и способов хозяйствования, что привело к активному развитию предпринимательства в аграрной сфере и расширению агропромышленного комплекса. При этом главная основа предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве базируется на специфике самого процесса сельскохозяйственного производства, в котором основными средствами производства продолжают оставаться труд и земля. Последние, как известно, признаются всеми классиками экономической теории, как в исторической ретроспективе, так и в наши дни, в качестве основного источника богатства для любого государства.

Сегодня малые формы хозяйствования, к которым традиционно относят - личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы являются полноправными субъектами предпринимательской деятельности в аграрном секторе и экономике страны в целом. Они производят около 60 % объема всей сельскохозяйственной продукции в структуре АПК нашей страны. Однако функционирование сельхозпредприятий, основанных на личном интересе, а также коллективном взаимодействии и частной собственности, предполагает развитие и такой формы хозяйствования как кооперация.

Основная часть

В современных условиях кооперация – это не только форма организации производства и обслуживания на основе добровольного объединения их участников, но и такая организационная форма, которая создает довольно высокий уровень самообеспеченности и самодостаточности по всем видам сельскохозяйственной продукции. Выступая как двойственная институциональная организация, кооперация является внутренне самодостаточной, то есть она может относительно стабильно развиваться за счет использования внутренних возможностей [3, с.48-50].

Одной из традиционных форм хозяйствования в аграрном секторе является потребительская кооперация. В соответствии с ГК РФ потребительская кооперация - некоммерческая организация, деятельность которой направлена на улучшение обеспечения населения, особенно сельского товарами и услугами. На основе положений Федерального закона от 28.04.2000 N 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»» потребительская кооперация представляет собой систему потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов [7]. Следовательно, потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; районный, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ (далее - союз) - это добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания правовых, информационных и иных услуг. На наш взгляд, концептуальные основы существования потребительских кооперативов вытекают из двойственной сущности кооперации как системы. Кооперация – это одновременно и экономическая, и общественная организация. [5, с.87]. Следовательно, ее субъекты выступают сразу в двух ролях. С одной стороны, они осуществляют закупочную деятельность, а с другой, - сбыто-снабженческую.

Кроме того, будучи социально-экономической системой, потребительская кооперация нацелена на реализацию не только экономических задач, но и социальных. Следовательно она является она не только нивелирует негативные тенденции возникающие в условиях рыночного управления, но и выступает одним из наиболее востребованных со стороны гражданского общества стабилизаторов рыночной экономики, поддерживая социальное равновесие в нем. Социальная ориентированность организаций потребкооперации очевидна еще и потому, что именно они создали и поддерживают в рабочем состоянии товаропроводящую цепочку от поля до прилавка, обеспечивая селянам условия для сбыта излишков сельхозпродукции. Именно они больше, чем кто-либо, работают с малыми формами хозяйствования на селе. Именно они вносят основной вклад в развитие сельскохозяйственной занятости и деловой активности жителей села. При этом, потребительская кооперация испытывает ряд проблем и угроз, для преодоления которых, безусловно, нужен более высокий уровень государственной поддержки [2]. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что возможность возрождения потребительской кооперации и как самостоятельного субъекта рыночного хозяйствования и как направления интеграции с малыми формами аграрного предпринимательства определяется такими объективными факторами, как: использование внутренних системных возможностей, развитие стабильных каналов сбыта и переработки продукции, доступность финансовых ресурсов и услуг кредитования, наличие профильного образования и др. Потребительская кооперация и ее объединение с различными малыми формами хозяйствования на селе должны основываться на уже привычных и исторически зарекомендовавших себя с точки зрения экономической эффективности принципах коммерческой деятельности: - это и добровольность участия субъектов хозяйствования; создание необходимой правовой основы, распределение доходов согласно долям членов кооператива; определенная фиксированная доля каждого члена кооператива в уставном капитале; участие всех членов кооператива в коллективном принятии управленческих решений; совместная работа участников кооператива на равных условиях, используя имеющиеся у них технические средства; взаимное кредитование и сбыт продукции.

Потребительская кооперация может одновременно рассматриваться и как социальная организация, которая является добровольным, демократическим объединением с целью удовлетворения экономических, социальных и культурных потребностей, созданным для самопомощи самозащиты своих членов (производителей и потребителей). Кооперативная деятельность граждан, опирающаяся на кооперативную собственность, способствует их экономической самостоятельности и независимости от государственных структур, осознанию их твердой гражданской позиции [6, c.32].

В настоящее время потребительскую кооперацию можно отнести к наиболее востребованным хозяйствующим субъектам аграрной экономики регионов РФ, в том числе и для Южного федерального округа (ЮФО). Так, в Ростовской области система потребительской кооперации также вносит важный вклад в развитие экономики региона.

Организации потребительской кооперации Ростовской области осуществляют свою деятельность в 36 районах области, объединяют 1961 пайщика, обслуживая преимущественно сельское население [ 9].

Ростовский областной союз потребительских обществ создан в целях координации деятельности организаций потребительской кооперации в регионе.

o1

Рисунок 1. Структура совокупного объема деятельности Ростовского облпотребсоюза за 2016 г.

Это некоммерческая организация, которая защищает имущественные и иные права своих членов - потребительских обществ и союзов, представляет их интересы в государственных органах и органах местного самоуправления, оказывает информационные, правовые, финансовые и другие услуги. В структуре Ростовского облпотребсоюза - 41 организация. Всего в системе облпотребсоюза работает 3,1 тысячи человек.

В Краснодарском крае потребительская кооперация также является многоотраслевой структурой. Ее основными направлениями деятельности выступают: розничная торговля и общественное питание; заготовительная и производственная деятельность; бытовое обслуживание населения; образовательная деятельность. К числу приоритетных направлений в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в крае относятся финансовые и организационные меры государственной поддержки тем организациям, которые входят в состав сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Также поставлена задача формирования многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Важной перспективой является формирование финансовой, информационной, производственной, материально-технической инфраструктуры потребительских кооперативов в сельской местности.          Краснодарский крайпотребсоюз определяет необходимость повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности, защиты экономических и имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, являющихся членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

         Предпринимаются меры по организации системы заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков, логистических центров, заготовительных пунктов и пунктов реализации сельскохозяйственной продукции и кормов для сельскохозяйственных животных и птицы с участием сельскохозяйственных потребительских, в том числе кредитных, кооперативов, повышению квалификации и обучению членов и работников организаций, входящих в систему сельскохозяйственной потребительской кооперации [10].

         В Краснодарском крае на сегодняшний момент кроме Краснодарского крайпотребсоюза как регионального союзного объединения потребительских кооперативов функционирует еще одна некоммерческая организация - «Агропромышленный союз Кубани». Ее миссия заключается в развитии различных видов кооперации на селе (сельскохозяйственная, кредитная и др.) в координации действий своих членов по развитию агропромышленного комплекса Кубани в целом, а также в достижении социальных, управленческих целей, защиты прав и законных интересов членов Союза, разрешения споров и конфликтов. По данным Минсельхоза региона, в настоящее время на территории Краснодарского края зарегистрировано 146 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Из них 16 перерабатывающих, 61 снабженческо-сбытовых, 48 кредитных и 21 иных кооператива [8].

Так, для Волгоградской области потребительская кооперация становится одной из наиболее значимых для развития сельских территорий социально-экономической структурой. Ее деятельность представлена в 19 муниципальных районах области, ее работу координирует региональный союз - Волгоградское потребительское общество «Облпотребсоюз». Основными направлениями хозяйственной деятельности Волгоградского областного потребительского союза являются розничная торговля, производственная, заготовительная и перерабатывающая деятельность, а также бытовое обслуживание населения. В системе Волгоградского областного союза функционирует 338 действующих магазинов, а также 2 розничных рынка (в Николаевском и Иловлинском муниципальных районах), 8 колбасных цехов, 21 кондитерский цех, 18 цехов по производству полуфабрикатов, 1 швейный цех, (в Николаевском муниципальном районе), 1 столярный цех (в Киквидзенском муниципальном районе), 2 мельницы (в Быковском и Дубовском муниципальных районах). [4]

Исторически сложилось так, что потребительские общества обслуживают не только пайщиков, но и других жителей сельских поселений. Следовательно, организации Волгоградского облпотребсоюза в состоянии повышать качество жизни сельского населения как за счет гарантированного обеспечения товарами и услугами, сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, производства промышленной продукции, создания дополнительных рабочих мест, так и с помощью решения других вопросов, прежде всего по развитию социальной инфраструктуры села. Для этого в первую очередь необходимо обновление региональной законодательной базы и мер государственной поддержке на уровне региона. В целом меры государственной поддержки потребительской кооперации в Волгоградской области осуществляются по трем позициям - правовая, финансово-экономическая, организационно-экономическая (табл. 1). Так, к примеру, меры поддержки для развития инфраструктуры обслуживания сельскохозяйственных потребительских кооперативов включают в себя предоставление постоянных торговых мест на сельскохозяйственных рынках, создание сельскохозяйственных кооперативных рынков и проведение регулярных и сезонных ярмарок в районных центрах и в областном центре.

Учитывая продолжительное влияние потребительской кооперации на развитие сельских территорий, все-таки приходиться констатировать, что потребительская кооперация сегодня имеет довольно неустойчивое экономическое положение, а развитие кооперативных структур носит дифференцированный характер, в том числе и на региональном уровне.

Таблица 1. - Основные направления региональной государственной поддержки потребительской кооперации в Волгоградской области

Направления

государственной поддержки

Содержание государственной политики на уровне региона

Правовая

  принятие законов, подзаконных актов, содержащих нормы о кооперации;

  пересмотр и обновление нормативно-правовой базы потребительской кооперации;

  сотрудничество исполнительной ветви власти с Центросоюзом России.

Финансово-экономическая

  предоставление доступных кредитов;

  оптимизация налогов и платежей;

  установление льготного режима на цены и тарифы.

Организационно-экономическая

  создание благоприятных условий для развития различных видов кооперации;

  включение потребкооперации в сферу приоритетного развития общенациональных и региональных проектов и программ развития;

  формирование региональной инфраструктуры.

Следует остановиться на основных проблемах развития потребительской кооперации, которые как мы полагаем, следует решать безотлагательно. Одной из важных внутренних проблем является проблема сохранения кооперативного единства, сохранения потребительской кооперации как системы. Существование потребительских обществ и союзов в системе служит способом самоорганизации и самозащиты граждан. Именно это способствует выживанию потребительской кооперации в любой экономически нестабильной обстановке. Следует отметить, что сельскохозяйственные производственные кооперативы и сельскохозяйственные потребительские кооперативы прекратили свое существование в виду отсутствия вертикали управления, придающей системе прочность.

Прежде всего, нужно последовательно реализовывать принцип создания равных условий деятельности, провозглашенный в свое время Президентом России, подразумевающий государственную поддержку не по формам собственности, а по видам деятельности. Пока говорить о равенстве условий трудно. Дело в том, что государственная поддержка потребительской кооперации осуществляется по остаточному принципу, хотя главными критериями должны быть полезность и эффективность деятельности кооператива. Именно так, как показывает практика, осуществляется сейчас поддержка организаций потребкооперации на региональном уровне как в ЮФО, так и в Чувашии, Удмуртии, Башкирии, Татарстане, Калужской, Белгородской, Липецкой областях и ряде других регионов. И потому в этих регионах потребительская кооперация развита сильнее и постоянно наращивает свой вклад в социально-экономическое развитие территорий. Потребительским обществам нужно обновлять устаревшую материально-техническую базу заготовки и переработки сельхозпродукции, повышать рентабельность торговых и перерабатывающих предприятий, снижать или каким-то образом компенсировать издержки на доставку товаров в удаленные населенные пункты. На все это требуются немалые средства. При этом последние 10 лет налоговая нагрузка на организации потребкооперации растет, троекратно опережая рост оборота, а со стороны властей нет серьезной поддержки малорентабельного и убыточного кооперативного бизнеса социальной значимости.Конечно, нынешней потребительской кооперации уже не достичь, тех результатов, которые были в Советском Союзе, когда она выступала в качестве массовой общественно-хозяйственной организацией, с более 62 млн. членов. Потребкооперация занималась торговой, заготовительной, производственной и иной деятельностью. Розница потребительской кооперации составляла около 28 % всего товарооборота в СССР, приобретала свыше 60 видов сельхозпродуктов и разного рода сырьевых ресурсов, строила на 23-х тысяч предприятий, выпускающих промышленную продукцию с суммарным оборотом около 5 млрд. рублей в год, а внешнеторговый оборот кооперативных предприятий составлял примерно 4 % всего советского внешнеторгового оборота [1].

Ей отводилась ведущая роль в реализации продовольственной безопасности страны, направленной на полное удовлетворение потребностей пайщиков и всего населения страны в разнообразных высококачественных продуктах питания. Одним из главных условий такого поступательного развития потребительской кооперации заключалось в том, что государство не только направляло её хозяйственную деятельность, но и обеспечивало ее.

В парадигме новых экономических отношений потребительская кооперация должна представляться как сетевая структура. Кооперативным организациям необходимо во многом ориентироваться на воссоздание прежних элементов ее сетевой деятельности. Определяющими условиями в данном случае являются - собственный опыт и предпочтительность внутрисистемных закупок.

Заключение

Развитие потребительской кооперации нам представляется как приоритетное направление и необходимый фактор для стратегических развития сельских территорий и возрождения отечественного сельского предпринимательства. Государством на федеральном и региональном уровне предусмотрен целый комплекс мероприятий, направленных на поддержку ее организационных форм, остается дело за малым – чтобы сами сельхозтоваропроизводители и гражданское общество в целом, вспомнили богатейшую историю развития кооперативного сектора, в нашей стране в так называемый советский период и возродили кооперативной ценности и традиции на местах.

Библиографический список

  1. Блог Кооперативы против бедности //Потребительская кооперация возрождается в Белгороде//  https://pravo-wmeste.ru/
  2. Кооперативное многоголосье на берегах Невы // Официальный интернет-портал Центросоюза Российской Федерации // URL: http://www.rus.coop/about/figures
  3. Мартыненко О.В. Формирование системы маркетингового управления сбытом в потребительской кооперации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — М., 2008. — № 9. —С.48-50.
  4. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие потребительской кооперации Волгоградской области2 на 2 года [Электронный ресурс]- //Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории Волгоградской области» //Энциклопедия знаний/ - Режим доступа: http://pandiaweb.ru/text/79/090/98986.php (дата обращения: 20.03.2015).
  5. Объедкова Л.В. Роль и значение потребительской кооперации в развитии современного российского социума / Л.В. Объедкова, Т.В. Опейкина //Вестник Евразийской академии наук. – 2014. - №. 1 (26)- С.87
  6. Опейкина Т.В. Развитие кооперативного сектора экономики в современной России / Т.В.Опейкина, Л.В.Объедкова // Философия социальных коммуникаций. – 2016.- № 1-2 (34-35) – С.31-38.
  7. Официальный сайт компании «Консультант плюс»  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27012/
  8. РБК Краснодарский край На поддержку сельхозкооперации на Кубани в 2017 г. выделят 240 млн рублей  http://kuban.rbc.ru/krasnodar/freenews/587756159a79473e29455bd0
  9. Ростовский облпотребсоюз официальный сайт  http://www.doncoop.ru/about/info
  10. Токовая Е.В., Хут С.Ю. Пути развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1923/23142">www.scienceforum.ru/2016/1923/23142</a> (дата обращения: 11.06.2017).

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516