Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Аспекты формирования информационной инфраструктуры организации в цифровой экономике

Инновации.Инвестиции | (104) УЭкС, 10/2017 Прочитано: 142 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Демченко Светлана Александровна
  • Дата публикации:
    09.10.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский Государственный Экономический университет

Аспекты формирования информационной инфраструктуры организации в цифровой экономике

Aspects of formation of information infrastructure of the organization in Digital Economy

Демченко Светлана Александровна

Demchenko Svetlana Aleksandrovna

старший преподаватель кафедры информатики

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский Государственный Экономический университет,

Г. Санкт-Петербург,

shh-svetlana@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены основные подходы к формированию информационной инфраструктуры организаций и предприятий в цифровой экономике. С использованием основных актуальных нормативно-правовых и нормативных документов рассмотрены трендовые технологии, методики и методологии, применяемые при проектировании, оптимизации и построении информационной инфраструктуры. Дан подробный разбор применения информационной цифровой модели как основной единицы информационной инфраструктуры организаций различных отраслей в цифровой экономике, приведены преимущества ее использования. Автором предложены концептуальные модели организации работы с данными как с основной сущностью цифровой экономики. Посредством взаимодействия бизнес-среды и учебных заведений определен вектор развития информационной инфраструктуры в образовании. Отмечены проблемные вопросы, связанные с тематикой исследования. Проведен анализ и выделены общие подходы к формированию прогрессивной информационной инфраструктуры различных организаций в цифровой экономике.

Abstract

In article basic approaches to formation of information infrastructure of the organizations and enterprises in digital economy are considered. With use of the main relevant normative and legal and normative documents the trend technologies, techniques and methodologies applied in case of design, optimization and creation of information infrastructure are considered. Detailed analysis of application of information digital model as fundamental unit of information infrastructure of the organizations of different branches in digital economy is this, advantages of its use are given. The author offered conceptual models of the organization of dataful operation as with the main entity of digital economy. By means of interaction of a business environment and educational institutions the vector of development of information infrastructure in education is defined. The problematic issues connected to scope of a research are marked. The analysis is carried out and the general approaches to formation of progressive information infrastructure of different organizations in digital economy are selected.

Ключевые слова: цифровая экономика, данные, информационная инфраструктура, информационная цифровая модель, информационно-коммуникационные технологии, электронный учебный курс.

Key words: digital economy, data, information infrastructure, information digital model, information and communication technologies, electronic training course.

Введение

На сегодняшний день термин «цифровая экономика» закреплен на законодательном уровне в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – Программа), утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1632-р от 28.07.2017. Данная Программа направлена на создание условий для формирования информационного общества, стратегия развития которого принята и утверждена 09.05.2017 Указом Президента Российской Федерации № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». Под цифровой экономикой понимается такой уклад экономических отношений, в котором данные являются отдельной экономической сущностью, они собираются, обрабатываются, участвуют в аналитическом процессе и влияют непосредственным образом на процесс принятия управленческих и стратегических решений.

Согласно Программе, цифровая экономика представлена тремя тесно взаимодействующими уровнями:

- уровень непосредственно экономики (рынков, отраслей, сфер деятельности);

- технологический уровень, на котором представлены прогрессивные технологии и платформы;

- уровень единой среды, представленный нормативным регулированием, информационной инфраструктурой, кадровым обеспечением и информационной безопасностью [1]. Единая среда призвана оптимизировать условия для развития уровней экономики и технологий, а также повысить эффективность их взаимодействия.

Особое внимание в Программе уделено именно технологиям и средам для их развития, так именно они являются базисом для устойчивого развития рынков и отраслей экономики в информационном обществе. Таким образом, информационная инфраструктура становится одним из основных элементов цифровой экономики. Логичен следующий вопрос: каким образом подходить к формированию информационной инфраструктуры организации/ предприятия в сложившихся условиях, получая наибольшую эффективность и результативность?

Основной раздел

Под термином «информационная инфраструктура» понимается совокупность организационных единиц, программных комплексов/ подсистем, центров обработки данных, аппаратных и технических средств, а также технологий сбора, хранения, обработки и анализа данных. Как правило, совокупность элементов информационной инфраструктуры представляет собой единое информационное пространство организации. Стоит отметить, что принципы формирования инфраструктуры информационных технологий (далее – ИТ-инфраструктура) за последние годы претерпели качественные изменения за счет скачка в развитии информационных технологий. Общий тренд формирования информационных сред не представляется без мощной программной поддержки и использования современных интеграционных решений.

На текущий момент переход к цифровой экономике обусловил необходимость применения следующих методологий и технологий: информационные цифровые модели, «гибкие» методологии проектного управления [2], процессное управление сервисами, облачные хранилища и вычисления, а также архитектурный подход к формированию информационной инфраструктуры. Говоря об информационной цифровой модели следует отметить, что данное понятие за последние годы претерпело определенные изменения. На сегодняшний день это не просто визуализация будущего объекта на стадии проектирования, но и наполненная свойствами спецификация, позволяющая использовать модель на стадии эксплуатации. Сложный состав позволяет всегда быстро осуществлять доступ к актуальной информации о компонентах объекта. Именно информационная цифровая модель, по мнению автора, станет основой формирования инфраструктуры информационных технологий во многих отраслях, таких как: проектирование, строительство, машиностроение, добывающая промышленность, сфера ЖКХ. Ранее формирование единого информационного пространства в подавляющем большинстве случаев строилось на базе электронного архива/ системы электронного документооборота, центральной единицей которого являлся документ. В случае использования информационной цифровой модели речь идет о системах класса управления данными (например, инженерными) и о мультиобъектном составе результата основного бизнес-процесса. Данные о том или ином объекте в цифровой экономике перестают быть плоским свойством объекта, позволяя: выстраивать многокритериальные модели для бизнес-анализа в системах класса поддержки принятия решений; осуществлять быструю трансформацию 3D-модели в «плоские» чертежи в проектировании и строительстве, формировать библиотеки данных для поддержки капитального ремонта объекта и т.д. Основой информационной модели становятся именно структурированные данные, имеющие логические отношения друг с другом и взаимосвязанные между собой в некой единой программной оболочке, что позволяет, выбрав один объект, быстро переходить к другим объектам, связанным с ним. На рисунке 1 представлена концептуальная схема состава информационной цифровой модели для рассмотренных выше отраслей.

d1

Рисунок 1 Концептуальная схема состава элементов информационной цифровой модели.

Таким образом, целевая архитектурная модель информационной инфраструктуры для сфер проектирования, строительства, машиностроения и т.д. будет представлять собой совокупность функциональных модулей, направленных на обеспечение деятельности организации, дополненных специализированными средствами построения и поддержки информационной цифровой модели и единой средой для пользователей (Рисунок 2).

d2

Рисунок 2 Целевая архитектурная модель информационной инфраструктуры для предприятий, использующих информационную цифровую модель.

Говоря об организациях, осуществляющих деятельность в сфере образования, стоит отметить следующие тренды формирования информационной инфраструктуры в текущих реалиях цифровой экономики:

- развитое информационное образовательное пространство, включающее в себя помимо образовательных прогрессивные информационно-коммуникационные технологии - информационная среда, построенная на базе высокотехнологических средств информатизации, рассматривается как составная часть среды процесса обучения;

- формирование портальных решений для поддержания текущей деятельности учреждения;

-  проектное управление в формировании портфелей инновационных проектов.

Согласно Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы, развитие электронного обучения является приоритетным трендом, призванным обеспечить доступ к качественным образовательным услугам широкому кругу населения. Основополагающей единицей формирования информационного образовательного пространства можно назвать электронный учебный курс (далее – ЭУК). Однако, способ организации совокупности ЭУК в единую среду, выбор платформы для реализации, разработка единых требований к структуре и качеству электронных курсов на текущий момент являются не только техническими вопросами. Не меньшее внимание должно быть уделено оценке качества электронных учебных курсов в условиях компетентностного подхода к подготовке студентов: именно умения будущих выпускников должны отвечать требованиям рынка труда для эффективной интеграции сред в цифровой экономике.

При построении информационной инфраструктуры образовательных учреждений целесообразно следовать рекомендациям стандартов. Так, архитектура обучающей системы представлена стандартом IEEE P1484.1 и содержит следующие компоненты:

- процессы, непосредственно связанные с объектом обучения, процессом оценки обучения и процессом преподавания;

- хранилища, содержащие совокупность ЭУК и данные по успеваемости субъектов;

- потоки данных, отражающие технологии и методики, предпочтительные для обучения в курсе;

- аналитика по активности работы субъектов;

- оценка состояния непосредственно процесса обучения.

Для унификации подхода к проектированию и разработке ЭУК целесообразно использовать модель жизненного цикла электронного обучения на базе Международных стандартов ISO/IEC 19796-1:2005 (ГОСТ Р 53723-2009) и ISO/IEC 19796-3:2009 (ГОСТ Р 54837-2011) [3], [4]. Таким образом, на концептуальном уровне информационная инфраструктура образовательного учреждения представлена совокупностью программно-аппаратного комплекса, разработанных и стандартизированных ЭУК, настроенной многофункциональной среды взаимодействия, нормативно-справочной базы и требований различного уровня, в том числе к компетентностному наполнению учащихся, диктуемых работодателем [5] (Рисунок 3).

d3

Рисунок 3 Концептуальная схема информационной инфраструктуры образовательной организации

Причем, проводя аналогию с организациями других сфер деятельности и отраслей, в качестве некой многообъектной информационной цифровой модели в образовательных средах можно рассматривать именно электронный учебный курс, отвечающий основным признакам:

- сложный состав из различных элементов/ объектов;

- наличие ссылочных связей между объектами;

- хранение, анализ и обработка данных в единой среде;

- хранение исторических данных;

- модульность информационной среды, позволяющая быстро трансформировать и адаптировать ее к требованиям различного уровня.

Заключение

Таким образом, абстрагируясь от специфики организации, можно выделить общие подходы к формированию прогрессивной информационной инфраструктуры в цифровой экономике:

  1. Организация единого информационного пространства для взаимодействия субъектов и формирования конечной ценности основных и вспомогательных бизнес-процессов.
  2. Применение современных методологий и подходов к проектированию информационной инфраструктуры, таких как:

- архитектурный подход, позволяющий перейти к составу приложений и аппаратно-техническому обеспечению от бизнес-требований;

- гибкие методики разработки и управления проектами, позволяющие за счет итерационной модели мобильнее реагировать на изменения внешней среды;

- организация хранилищ данных и баз знаний, поддерживающих системы поддержки принятия решений, что обеспечивает качественное управление в рамках стратегических целей организации;

- технология Bigdata, нейронные сети – новые инструменты в анализе данных, позволяющие автоматизировать обработку больших массивов неструктурированных данных;

- облачные технологии;

- применение информационных цифровых моделей, поддерживающих объект на протяжении всего жизненного цикла от концептуального проектирования до вывода из эксплуатации [6].

  1. Интеграция бизнес-сферы и образования за счет тесного взаимодействия в процессе подготовки будущих специалистов. С точки зрения формирования информационной инфраструктуры имеется ввиду создание модели или компетентностного портрета будущего специалиста [7], использование виртуальных лабораторий с применением технологий виртуальной и дополненной реальности и т.д.
  2. Поддержка классического образовательного процесса системами дистанционного обучения на базе образовательных порталов и объектного формирования электронных учебных курсов [8].
  3. Организационные изменения, призванные оптимизировать работу в условиях построенной информационной инфраструктуры:

-  ввод новых ролей, обладающих определенными компетенциями в прогрессивных технологиях [9];

- реорганизация подразделений;

-   применение технологий, позволяющих исключить человеческий фактор (автоматизация операций с использованием онлайн, терминальных, роботизированных процессов).

В заключении стоит отметить некоторые проблемные вопросы, связанные с построением информационных инфраструктур в цифровой экономике. Например, проблема оптимизации издержек на поддержку развития информационных технологий, проблема экономического обоснования внедрения того или иного программного решения. Следует помнить, что информационные технологии в первую очередь выступают инструментальным средством, призванным обеспечить удовлетворение потребностей бизнеса, и любое изменение в информационной инфраструктуре должно быть целесообразно затратам.

Библиографический список

  1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – Программа), утверждена распоряжением Правительства РФ № 1632-р от 28.07.2017 // [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 18.09.2017).
  2. Трофимов В.В., Карпова В.С., Демченко С.А. Управление проектами с MS Project 2013: практикум. – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 65 с.
  3. ISO/IEC 19796-1:2005 (ГОСТ Р 53723-2009) «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход».
  4. ISO/IEC 19796-3:2009(ГОСТ Р 54837-2011) «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 3. Эталонные методы и метрики».
  5. Демченко С.А. Подготовка студентов в рамках дисциплины «управление проектами»: взаимодействие бизнеса и образования // В сборнике: Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 111-114.
  6. Цветков В.Я. Цифровые карты и цифровые модели // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-2. – С. 348-351; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8969 (дата обращения: 20.09.2017).
  7. Демченко С.А., Казарова А.В. Деловая игра как метод итоговой аттестации выпускников ВУЗа // Журнал «Дискуссия». – 2017 № 4 (78). С. 106-111.
  8. Демченко С.А. Предпосылки развития оценки дистанционных курсов в условиях открытого образования. // Образование и наука в современных условиях: сборник материалов Х Международной научно-практической конференции. – 2017. ­­– С.103-106.
  9. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики // Журнал «Теоретическая экономика». – 2016. – №3. С. 12-16.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516