Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Формирование и развитие интеграционных структур в АПК Республики Алтай

Отраслевая экономика | (104) УЭкС, 10/2017 Прочитано: 101 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Винников Роман Евгеньевич
  • Дата публикации:
    09.10.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»

Формирование и развитие интеграционных структур в АПК Республики Алтай

The formation and development of integration structures in the agricultural sector of the Republic Altai

Винников Роман Евгеньевич

Vinnikov Roman Evgenievich

Аспирант

ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»

mr.vinnikov.roman@mail.ru

Аннотация. В статье показана роль АПК в экономике Республики Алтай. Предложен организационно-экономический механизм развития АПК Республики Алтай на базе структур «интра» и «экстраинтеграции», основанный на участии государства в формировании и развитии интеграционных структур в АПК и базирующийся на внедрении организационных моделей внутрирегиональных «интра-» и межрегиональных «экстракластерных» интеграционных агропромышленных структур

The article shows the role of agriculture in the economy of the Republic Altai. Proposed organizational and economic mechanism of development of agriculture of the Republic Altai on the basis of structures "intra" and "extranjeria", based on the participation of the state in the formation and evolution of integration structures in the agricultural sector and based on the introduction of organizational models, intra-regional "intra-" and the interregional "extralasting" integration of agro-industrial structures.

Ключевые слова. АПК, мараловодческий интракластер, животноводческий экстракластер, экономическая эффективность.

Agriculture, herding intracluster, livestock extracluster, economic efficiency.

Введение. На современном этапеперед экономикой страны стоит одна из основных целей – обеспечение продовольственной безопасности страны. Достижение поставленной цели предусматривает решение двух основных задач: во-первых, необходим переход на инновационный путь развития и, во-вторых, ускорение темпов импортозамещения в продовольственной сфере. Все это обуславливает стратегическую задачу развития отечественного АПК – повышение эффективности производства в сельском хозяйстве. Достижение обозначенных целей и задач усложняется следующими проблемами: во-первых, ограниченностью ресурсов; во-вторых, сложностью и многоуровневым характером взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, контрагентами и потребителями продукции АПК; в-третьих, недостаточной эффективностью государственного регулирования агропродовольственного рынка. Решение поставленных задач возможно посредством формирования и развитию интеграционных структур в отечественном АПК. Агропромышленная интеграция через мобилизацию ресурсного и технологического потенциала территорий позволяет значительно усилить конкурентоспособность отраслей АПК, и, как следствие, оказать позитивное влияние на макроэкономические показатели развития страны в целом.

Несмотря на значительный интерес, проявляемый к обозначенной теме, одним из препятствий формирования интеграционных структур в АПК, включая структуры кластерного типа, является недостаточная проработанность как теоретических, так и практических аспектов, связанных с разработкой моделей экономического развития интеграционных агропромышленных структур на региональном и межрегиональном уровне. Таким образом, совокупность изложенных обстоятельств определяет научную востребованность темы данного исследования.

Основной раздел. Авторов выявлено, что традиционно в качестве основополагающего признака, характеризующего кластеры, рассматривается географическая концентрация предприятий. Поэтому на данный момент распространен подход, когда создание и формирование кластеров, в частности, при участии государства, рассматривается в пределах границ регионов (субъектов Российской Федерации). Такую традиционную модель формирования кластеров автором предложено классифицировать в качестве интраинтеграционной структуры. Между тем, выделен ряд причин, в частности, развитие информационных технологий и транспортного сообщения, а также отсутствие устойчивой взаимосвязи между локализацией сельскохозяйственных предприятий и пищевой промышленности в пределах отдельного региона и эффективностью интеграционной структуры. Таким образом, актуальным является межрегиональное кластерное развитие, формирование экстраинтеграционных структур в агропромышленном комплексе российских регионов (Рисунок 1).

v1

Рисунок 1 – Интра- и экстраинтеграционные агропромышленные структуры

Под интра-интеграционными агропромышленными структурами в АПК автором предлагается рассматривать инновационно-ориентированную систему внутрирегиональных взаимоотношений между территориально-сконцентрированными хозяйствующими субъектами – сельхозтоваропроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности (ядро кластера), инфраструктурой, государственными органами, а также научными и образовательными учреждениями. В свою очередь под экстра-интеграционными агропромышленными структурами автором предлагается рассматривать инновационно-ориентированную систему межрегиональных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами – сельхозтоваропроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности (ядро кластера), инфраструктурой, располагающимися в трансграничных регионах, предусматривающую межрегиональное взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти, научно-образовательных учреждений.

В результате изучения отечественного и зарубежного опыта развития агропродовольственного рынка автором обосновано, что формирование и развитие интра- и экстраинтеграционных структур в агропромышленном комплексе регионов Российской Федерации должно происходить при активном участии органов государственного управления, т.е. необходимо придерживаться дирижистской модели, предусматривающей активное вмешательство в управление экономикой со стороны государства, причем это участие должно носить системный характер В процессе государственного регулирования интеграционных процессов и, в частности, образования кластеров, должны быть задействованы органа как исполнительной, так и законодательной власти, так как формирование и развитие интеграционных структур должно регулироваться специально созданной правой базой. Формирование кластерной политики, реализуемой, как на федеральном, так и на региональном уровнях должно осуществлять в соответствии с предложенными автором концептуальными принципами реализации интеграционной политики: 1) принцип согласованности интересов; 2) принцип системности; 3) принцип информационной открытости; 4) принцип добровольного участия; 5) принцип равного доступа; 6) принцип эффективности.

Сельское хозяйство Республики Алтай играет важную роль в формировании экономики и уклада жизни населения. На его долю приходится более 17% валового регионального продукта против 6 – 7% ВВП России.

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс одна из важнейших отраслей экономики региона. В сельской местности проживает более 70% населения, 10 из 11 муниципальных образований являются сельскими и для большинства жителей сельское хозяйство является основным источником дохода.

Производство сельхозпродукции на душу населения в Республике Алтай составило 49,5 тыс. руб. Среди регионов России по данному показателю республика находится на 21-м месте. Для сравнения в 2015 году в среднем по России производство сельскохозяйственной продукции на душу населения составляло 34,4 тыс. руб.

В рамках содействия организационному развития интра- и экстра-интеграционных структур, на наш взгляд, целесообразно создание в регионах специализированных организаций интеграционного (кластерного) развития, обеспечивающие координацию деятельности участников интеграционных структур (кластеров). В связи с чем автором предложено создатьЦентр кластерного развития Республики Алтай (Рисунок 2).

v2

Рисунок 2 – Принципиальная схема взаимодействия ЦКРРА с государственными учреждениями, органами управления и кластерными структурами (составлено автором)

Целью деятельности ЦКРРА автору представляется содействие формированию и развитию интеграционных структур, в частности, кластеров Республики Алтай, межкластерному и межрегиональному взаимодействию на основе создания соответствующих организационных, экономических и информационных условий, формирования инфраструктуры для активизации взаимодействия между хозяйствующими субъектами, обеспечения инновационного развития в рамках реализации государственной кластерной политики.

Описанный ранее подход к классификации интеграционных структур, предполагающий выделение интра– и экстраинтеграционных структур, предусматривает необходимость разработки соответствующих моделей организации такого рода структур. Автором разработана организационная модель интраинтеграционной структуры на примере мараловодческого кластера Республики Алтай (Рисунок 3).

v3

Рисунок 3 – Организационная модель мараловодческого интракластера Республики Алтай (проект)

Организационная модель интракластера предполагает создание инновационно-ориентированной структуры внутрирегиональных взаимоотношений между территориально-сконцентрированными сельхозтоваропроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, инфраструктурой, государственными органами, а также научными и образовательными учреждениями. Мараловодческий интракластер предлагается создать путем интеграции (объединения) действующих на территории Республики сельскохозяйственных предприятий (с сохранением их юридической и хозяйственной самостоятельности), специализирующихся на производстве, продаже пантов маралов и их глубокой переработке.

Организационная модель функционирования экстракластера, рассмотренная на примере животноводческого экстракластера Республики Алтай приведена на рисунке 4.

v4

Рисунок 4 - Организационная модель животноводческого экстракластера Республики Алтай и Алтайского края (проект)

Организационная модель функционирования экстракластера, как и интракластера, состоит из нескольких крупных блоков: входящих потоков ресурсов, формирующихся кластерообразующими организациями, блока управления кластером, ядра кластера и исходящих потоков готовой продукции кластера.

В качестве основной предпосылки создания межрегиональных кластеров (экстракластеров) выделена недостаточная обеспеченность обособленно хозяйствующих субъектов регионов материально-техническими, финансовыми и инфраструктурными возможностями для стабильного производства, обеспечивающего финансовую устойчивость, возможность внедрения высокопроизводительных технологий, достижения конкурентных преимуществ. Также определены базисные условия, определяющие предпосылки развития животноводческого экстракластера:

- территориальная близость сырьевых зон Алтайского края и Республики Алтай;

- развитое животноводство регионов. ;

- наличие в регионах конкурентоспособных предприятий по производству мясного сырья и продуктов его переработки;

- наличие Алтайского центра кластерного развития, деятельность которого направлена на реализацию региональной кластерной политики и содействие формированию экономических условий, способствующих инновационно-технологическому и экономическому развитию предприятий региона;

- успешная практика развития кластерной модели интеграции в Алтайском крае (в крае функционируют Алтайский биофармацевтический кластер, Алтайский кластер аграрного машиностроения, Алтайский полимерный композитный кластер, Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий);

- рост экспортного потенциала Алтайского края и Республики Алтай и др.

Целью создания и развития экстракластера рассматривается содействие развитию «зеленой» экономики Республики Алтай за счет формирования межрегиональных связей в области животноводства, развития современной сырьевой и производственной базы, соответствующей стандартам HACCP, позволяющей с высокой эффективностью производить мясо и мясопродукты.

Выбор интеграции как стратегии развития АПК и роста экономики Республики Алтай, по мнению автора, должен основываться на рассмотрении кластерных структур как системы. В этой связи предлагаемый нами организационно-экономический механизм определяет агропромышленный кластер как систему, обеспечивающую развитие экономики АПК региона на базе интегрированных структур (Рисунок 5).

v5

Рисунок 5 – Организационно-экономический механизм развития АПК Республики Алтай на базе интегрированных структур (составлено автором)

Структура элементов и система взаимосвязей субъектов предложенного организационно-экономического механизма обеспечивает формирование и функционирование отраслевых регионального и межрегионального кластеров как системы, позволяет определить формы взаимодействия между элементами для достижения целей развития регионального АПК. Интеграция (объединение) сельскохозяйственных предприятий, по мнению автора, будет способствовать снижению рыночной дискриминации отрасли сельского хозяйства, восстановлению паритета в межотраслевом обмене. Ожидаемым результатом внедрения, предложенного организационно-экономический механизма в АПК Республики Алтай станет достижение бюджетного, коммерческого и социального эффектов для экономики Республики.

Заключение. В рамках содействия организационному развитию кластерных структур предложено создание в регионе Центра кластерного развития Республики Алтай, основным принципом которого является аккумулирование потребностей предприятий в приобретении материально-технических ресурсов, объединение заявок от участников кластера и, соответственно, приобретение торгово-закупочной структурой всех необходимых ресурсов, сырья и оборудования по более низким закупочным ценам.

Обоснована необходимость создания внутреннего кластера (интракластера) в отрасли мараловодства Республики Алтай и внешнего кластера (экстракластера) в отрасли мясомолочного скотоводства Республики Алтай и Алтайского края. Разработаны организационные модели интра- и экстракластеров, отличительной особенностью которых является выделение входящего потока ресурсов, сформированного прочими, имеющими второстепенное значение кластерообразующими организациями, ядра модели, состоящего из производителей сельхозсырья, посредников, переработчиков, Центра кластерного развития и исходящего потока ресурсов, в основе которого находятся потребители продукции кластера.

Предложен организационно-экономический механизм развития АПК Республики Алтай на базе интегрированных структур – мараловодческого интракластера и животноводческого экстракластера. Механизм обеспечивает формирование и функционирование отраслевых регионального и межрегионального кластеров как системы, позволяет определить формы взаимодействия между элементами для достижения бюджетного, социального и коммерческого эффектов.

Библиографический список.

  1. Васильев К.А. Методические подходы к оценке потенциала кластеризации аграрной сферы региона / Васильев К.А. Шамин А.Е. // ВЕСТНИК НГИЭИ(60) 2016 С.7-18.
  2. Васильев К.А.  Агропромышленная интеграция как важнейшее условие стабилизации производства в аграрной сфере /Инновационные процессы современности: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. – Уфа: Издательство: МЦИИ "ОМЕГА САЙНС", 2014. – С. 61-63
  3. Винслав Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. – 1998. – № 11-12. – С. 28.
  4. Щетинина И.В. (2) Роль агропромышленных кластеров в инновационном развитии АПК // Сибирская финансовая школа. – №4 (99). – 2013. – С. 117-121
  5. Паспорт региона [электронный ресурс]//Официальный интернет-портал Республики Алтай. Режим доступа:  http://altai-republic.ru/about-the-region/pasport/.
  6. Об итогах реализации государственной программы развития АПК Республики Алтай в 2015 году, основные подходы к оказанию господдержки субъектам АПК РА в 2016 году [электронный ресурс]. Режим доступа:  http://mcx-altai.ru/gosudarstvennaya-programma/26-deyatelnost/31-gosudarstvennaya-programma
  7. Полтарыхин А.Л. Стратегические направления развития региональной отрасли мараловодства / Полтарыхин А., Тарасова А. // Международный сельскохозяйственный журнал.№ 6. С. 74-77.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516