Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Анализ программ реализации кластерной политики в Центральном федеральном округе Российской Федерации

Отраслевая экономика | (104) УЭкС, 10/2017 Прочитано: 161 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Чайникова Лилия Николаевна, Чернова Жанна Борисовна
  • Дата публикации:
    07.10.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Анализ программ реализации кластерной политики в Центральном федеральном округе Российской Федерации[1]

The analysis of programs of realization of cluster policy in Central Federal District of the Russian Federation

 

Чайникова Лилия Николаевна

 Chaynikova Lilia Nikolaevna

доктор экономических наук, доцент,

профессор кафедры национальной и региональной экономики

Россия,

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

chaynikova.liliya@mail.ru

Чернова Жанна Борисовна

Chernova Zhanna Borisovna

соискатель кафедры национальной и региональной экономики

Россия,

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

chernovazb@rambler.ru

 

Аннотация

В рамках данной статьи проведен анализ процессов формирования и развития инновационных территориальных кластеров на территории Центрального федерального округа Российской Федерации. Анализ, проводимый авторами, представляется целесообразным в силу нескольких причин. Во-первых, авторами предпринимается попытка изучения особенностей реализации кластерной политики в Центральном федеральном округе с учетом специфики региона и видов деятельности, скорингового анализа степени риска и уровня показателей финансовой устойчивости кластеров на пути реализации кластерного подхода. Кроме того обзор различных литературных источников подобных комплексных исследований региона не выявил. Во-вторых, в представленном исследовании выводы строятся на основе изучения программ развития кластеров Центрального федерального округа, а также анализе структурных компонент финансового состояния организаций-участников кластеров исследуемого региона. В исследовании анализируется период в течение 2005-2015 гг., что дает возможность проанализировать эффективность деятельности организаций с момента обособленного ведения бизнеса до объединения их в кластеры.

Ключевые слова: регион, анализ кластерных программ, кластерная политика, инновационные территориальные кластеры, Центральный федеральный округ Российской Федерации.

 Abstract

In article the analysis of processes of formation and development of innovative territorial clusters in the territory of Central Federal District of the Russian Federation is carried out. The analysis which is carried out by authors is advisable owing to several reasons. First, authors make an attempt of a study of features of implementation of a cluster policy in Central Federal District taking into account specifics of the region and types of activity, the scoring analysis of a risk degree and level of indices of financial stability of clusters on the way of implementation of cluster approach. Besides the review of different references of similar complex researches of the region did not reveal. Secondly, in the provided research outputs are built on the basis of a study of programs of development of clusters of Central Federal District and also the analysis of structural components of a financial status of the participating organizations of clusters of the researched region. In a research the period during 2005-2015 is analyzed that gives the chance to analyze efficiency of organization activity from the moment of the isolated business before combining them in clusters.

Keywords: region, analysis of cluster programs, cluster policy, innovative territorial clusters, Central Federal District of the Russian Federation.

 

Введение

 Процессы формирования различных кластеров не являются идентичными, а имеют свои особенности, что обусловлено различным влиянием экологических, демографических, культурных факторов, различием в геополитическом положении и выбранной схемы реализации процесса кластеризации. Это определяет необходимость изучения экономики каждого конкретного региона, создания многоэтапных методик и интеграции разнородных показателей.

Представленный в статье анализ построен на оценке финансовой деятельности 452 организаций-участников, входящих в 6 кластеров Центрального федерального округа Российской Федерации (далее – ЦФО).

В качестве параметров оценки выделены следующие направления анализа кластеров в региональной экономике с учетом основных параметров их развития[1]:

-1. Анализ ликвидности:

•1.1 Коэффициент абсолютной ликвидности;

•1.2 Коэффициент промежуточной ликвидности;

•1.3 Коэффициент текущей ликвидности.

-2. Анализ текущей деятельности:

•  2.1 Объем реализации;

•  2.2 Прибыль (убыток) от продаж;

•  2.3 Займы и кредиты (долгосрочные);

•  2.4 Займы и кредиты (краткосрочные);

•  2.5 Чистая прибыль (убыток).

-3. Анализ финансовой устойчивости:

•3.1 Коэффициент концентрации собственного капитала;

•3.2 Коэффициент маневренности собственного капитала;

•3.3 Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования;

•3.4 Коэффициент финансового левериджа.

-4. Анализ рентабельности:

•4.1 Рентабельность активов;

•4.2 Рентабельность затрат;

•4.3 Рентабельность собственного капитала;

•4.4 Рентабельность продаж.

-5. Скоринговый анализ финансовой устойчивости кластеров.

По данным параметрам в статье предлагается оценить перспективность кластерного проекта в ЦФО и выявить общие принципы и подходы к формированию стратегий развития регионов России.

В результате анализа по данным параметрам будет определен уровень развития кластеров региона, что позволит предположить либо о необходимости дальнейшего их развития, для повышения конкурентоспособности и возрастания потенциала региона дислокации кластеров, либо о нецелесообразности формирования конкретного кластера в регионе, в виду отсутствия предпосылок и перспектив для его развития. Рассмотренный порядок анализа кластеров в максимальной степени учитывает действие рыночных механизмов и способствует тому, чтобы процесс развития кластеров происходил естественно и с минимальными издержками для заинтересованных сторон.

Анализ результативности функционирования кластеров применительно к кластеру и программе в целом как субъекта рынка

 В состав ЦФО включены 6 пилотных инновационных территориальных кластеров (далее – ИТК, кластер): Кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубне (Московская область), Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино (Московская область), Кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки Московской области), Кластер «Зеленоград» (г. Москва), Кластер новых материалов, лазерных и радиационных технологий г. Троицка (г. Москва) и Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины г. Обнинска (Калужская область), объединяющих 452 организации-участника кластеров. Распределение кластеров вошедших в состав ЦФО по отраслевым направлениям представлено в таблице 1.

Таблица 1 –Распределение инновационных территориальных кластеров ЦФО по отраслевым направлениям

Источник: Материалы региональных программ развития кластеров[2],[3]. «О проекте перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров». Письмо №13575-АК/Д19ч от 05 июля 2012 г., 210 с.; Программа развития инновационного территориального кластера "Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины" в Калужской области. Утверждено постановлением Правительства Калужской области от 20 сентября 2013 г. № 488, 273 с.

На реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров ЦФО предоставляются субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Объем предоставленных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации кластерам ЦФО за 2013 г. составил 353,9 млн руб.[4], за 2014 г. – 530,5 млн руб.[5], за 2015 г. размер субсидий снизился по сравнению с предыдущим годом на 60% и составил 210,0 млн руб.[6].

 

1. Анализ ликвидности кластеров ЦФО

 Для оценки способности организаций-участников кластеров своевременно
в полном объеме выполнять краткосрочные обязательства за счет текущих активов в исследовании применяются финансовые коэффициенты абсолютной, промежуточной и текущей ликвидности[7] (таблица 2).

Таблица 2 –Динамика коэффициента абсолютной ликвидности

 

Динамика коэффициента промежуточной ликвидности

 

Динамика коэффициента текущей ликвидности

 

Источник: Рассчитано автором по данным www.spark-interfax.ru

Примечание: Сортировка показателей проведена по среднему значению за период 2005-2015 гг. Рассчитывается по консолидированным данным организаций-участников кластеров ЦФО.

В результате проведенного анализа ликвидности кластеров ЦФО можно сделать следующие выводы:

·В целом за период с 2005-2015 гг. по всем кластерам ЦФО наблюдается увеличение платежеспособности организаций-участников кластеров.

·Оптимальные (стабильные, без резких колебаний) значения коэффициентов наблюдаются по кластеру «Пущино», который имеет достаточный объем свободных денежных средств, способный погасить текущие обязательства за счет ликвидных оборотных активов, и достаточный объем оборотных средств для покрытия краткосрочных обязательств.

·По кластеру «Дубна» наблюдаются резкие «скачки» и снижение коэффициентов промежуточной и текущей ликвидности, что говорит о нестабильности финансового положения организаций-участников кластеров и о нерациональной структуре капитала краткосрочных и текущих обязательств.

 

2. Анализ текущей деятельности кластеров ЦФО

 В качестве ключевого показателя для оценки инвестиционной составляющей организаций-участников кластеров принят объем совокупной выручки от продаж продукции на внутреннем и внешнем рынках. Суммарное значение данного показателя за 2015 г. по анализируемым кластерам составило 149,1 млрд руб.

По объему совокупной выручки в 2015 г. лидером стал кластер «Физтех XXI» отраслевого направления «Новые материалы». В общей сложности объем реализации кластера составил 54,0 млрд руб.

Значительные показатели объема реализации достигнуты кластерами в направлениях «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность» (два ИТК) – 33,2 млрд руб.; «Информационные технологии и электроника» – 26,1 млрд руб. (таблица 3).

Таблица 3 –Обзор результатов деятельности кластеров ЦФО

  

Источник: Рассчитано автором по данным www.spark-interfax.ru

Примечание: Сортировка показателей проведена по данным за 2015 г.

Таким образом, результаты исследования позволяют составить вывод о том, что объем реализации организаций-участников кластеров за период 2005-2015 гг. увеличился более чем в 7 раз и составил 149,1 млрд руб., чистая прибыль увеличилась в 29 раз и составила 12,4 млрд руб. (рисунок 1).

Рисунок 1 – Анализ текущей деятельности кластеров ЦФО

Источник: Рассчитано автором по данным таблицы 3

 

3. Анализ финансовой устойчивости кластеров ЦФО

 Для оценки финансовой устойчивости кластеров ЦФО определены коэффициенты: автономии, маневренности, обеспеченности собственными оборотными средствами и левериджа. Динамика изменений коэффициентов представлена за период 2005–2015 гг. в таблице 4.

Таблица 4 – Динамика коэффициента концентрации собственного капитала (автономии)

 

 

Источник: Рассчитано автором по данным www.spark-interfax.ru

Примечание: Сортировка показателей проведена по данным за 2015 г.

Анализ финансовой устойчивости организаций-участников кластеров ЦФО позволил проследить динамику колебаний и составить следующие выводы:

·Относительные показатели финансовой устойчивости характеризуют степень зависимости организаций-участников кластеров от внешних инвесторов
и кредиторов.

·Владельцы организаций-участников кластеров заинтересованы в оптимизации собственного капитала и минимизации заемных средств в общем объеме финансовых источников.

Однако нормальное значение коэффициентов финансовой устойчивости зависит от отрасли, масштабов предприятий кластера и даже способа организации производства (фондоемкое или трудоемкое производство). Поэтому показатели финансовой устойчивости в исследовании представлены в динамике и в сравнении с показателями аналогичных предприятий кластеров ЦФО (рисунок 2).

 

Рисунок 2 –Динамика показателей финансовой устойчивости по 6 кластерам ЦФО в период 2005-2015 гг.*

Источник: Рассчитано автором по данным таблицы 4

 

4. Анализ рентабельности кластеров ЦФО

 Для оценки общей эффективности вложенных средств в отдельный кластер
в исследовании рассчитаны показатели рентабельности авансированного капитала и рентабельности собственного капитала (таблица 5).

Таблица 5 – Динамика рентабельности активов

Источник: Рассчитано автором по данным www.spark-interfax.ru

Примечание: Сортировка показателей проведена по данным за 2015 г.

На основе анализа показателей рентабельности в целом по 6 ИТК ЦФО можно составить следующие выводы: снижение себестоимости реализованной продукции оказало наибольшее влияние на уровень рентабельности продаж, чем изменение доли собственного капитала. Основными путями повышения рентабельности затрат являются снижение затрат на единицу или на один рубль продукции, улучшение использования производственных ресурсов (снижение фондоемкости, зарплатоемкости, рост объема производства).

 

Выводы и рекомендации

 Проведенный анализ деятельности организаций-участников кластеров ЦФО, по выделенным параметрам, позволил продемонстрировать общую картину эффективности формирования кластеров. Результативность их функционирования предлагается оценить на основе скорингового анализа с тремя балансовыми показателями. В соответствии с этим анализом кластеры распределились по классам в зависимости от степени риска и исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости, а также рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах следующим образом:

«Зеленоград»: III класс (проблемные организации);

«Обнинск»: III класс (проблемные организации);

«Пущино»: III класс (проблемные организации);

«Физтех XXI»: III класс (проблемные организации);

«Дубна»: IV класс (организации высочайшего риска);

«Троицк»: III класс (2005 г.) – IV класс (2015 г.) (организации с высоким риском банкротства).

За период 2005-2015 гг. наблюдается ухудшение финансового положения кластеров «Троицк» и «Физтех XXI». Улучшение финансового положения внутри класса наблюдается по кластерам «Дубна» и «Зеленоград» (таблица 6).

Таблица 6 –Динамика результативности кластеров

 

Источник: Рассчитано автором по данным скорингового анализа

Кластер «Троицк» за анализируемый период ухудшил финансовое положение с III класса в 2005 г. до IV класса в 2015 г., что говорит о трудностях роста показателей финансовой устойчивости организаций-участников кластера. А тот факт, что по итогам конкурсного отбора, провидимого Минэкономразвития РФ в 2013 г., программа развития территориального кластера «Троицк» не вошла в состав рекомендованных к поддержке за счет предоставления субсидий из средств федерального бюджета субъектов РФ, объясняется наличием внутренних недоработок программы развития кластер и преград развития производственного и научно-технического потенциала внутри кластера.

Между тем, стоит отметить, что фактически организации объединились в кластеры лишь в 2013 г. и судить об эффективности их деятельности в достаточной мере рано, поскольку процесс кластерообразования ориентирован на долгосрочный накопительный эффект от своего создания, и предполагает период адаптации кластера – это 3-4 года и период развития кластера – 5-10 лет. А принимая во внимание влияние на развитие кластеров инфляции, колебания курса валют, процесс роста финансовых показателей кластеров может потребовать дополнительного периода. К тому же представляется, что создание кластера – процесс, в достаточной мере, творческий, исключающий возможность применения единого шаблона и требующий тщательного анализа политической, экономической, социальной ситуации в регионе и выработки мероприятий кластерной политики на основе специфических особенностей конкретного региона.

В целом анализ кластеров ЦФО указывает на наличие производственного и научно-технического потенциала регионов, входящих в состав ЦФО, и является важными фактором, определяющим конкурентоспособность кластеров и перспективы их развития. В частности, это во многом обусловливает финансовую устойчивость участников кластеров, их способность привлекать ресурсы для реализации исследовательских, инфраструктурных и коммерческих проектов. В результате формирование кластеров должно обеспечивать формирование родственных и поддерживающих отраслей, развитие продуктивного партнерства и окупаемость от реализации. Правильно выстроенная кластерная политика, в рамках экономической политики проводимой руководством ЦФО, позволит модернизировать экономику региона, создать в регионе новые высокотехнологичные производства и привлечь в регион инвестиции. Для осуществления всего вышеперечисленного в ЦФО имеются необходимые экономические и политические предпосылки (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Результаты скорингового анализа распределения кластеров за период с 2005-2015 гг.*

Источник: Рассчитано автором по данным проведенного в статье анализа

Выводы, полученные в процессе исследования, позволили оценить потребности кластеров в реализации программ своего развития.

Также представлен анализ результатов развития кластеров с момента обособленного ведения бизнеса до момента объединения их в кластеры, а принимая во внимание тот факт, что в настоящее время отсутствует любая информация о ходе реализации программ развития кластеров, проведенное исследование имеет актуальность и научную перспективу.

 

Литература

[1] Зябирова В.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / В.И. Зябирова, Н.Г. Барышников. – Пенза: РИО ПГСХА, 2012. – 333 с.

[2] «О проекте перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров». Письмо №13575-АК/Д19ч от 05 июля 2012 г., 210 с.

[3] Программа развития инновационного территориального кластера "Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины" в Калужской области. Утверждено постановлением Правительства Калужской области от 20 сентября 2013 г. № 488, 273 с.

[4] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 2128-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров, в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. №2387-р.

[5] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г. №2480-р "Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров".

[6] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 г. №1737-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров.

[7] Информационный ресурс СПАРК. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.spark-interfax.ru/ru/about

 

 


[1] Статья выполнена в рамках выполнения госзадания  № 26.8785.2017/БЧ "Методология разработки и реализации концепции устойчивого социально-экономического развития регионов в системе стратегического планирования Российской Федерации".

 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516