Ошибка
  • Delete failed: '0316181975a3070c6a55e7faf0f02755.php_expire'
  • Delete failed: '0316181975a3070c6a55e7faf0f02755.php'
  • Delete failed: '91938c4aefe0fd7e1e02c5768e7f72f2.php_expire'
  • Delete failed: '91938c4aefe0fd7e1e02c5768e7f72f2.php'
  • Delete failed: '707601d6d6d57b89f75c0b613dc6e991.php_expire'
  • Delete failed: '707601d6d6d57b89f75c0b613dc6e991.php'
  • Delete failed: 'f9df5298de1ca10b6f8e18dd0d41829b.php_expire'
  • Delete failed: 'f9df5298de1ca10b6f8e18dd0d41829b.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Региональный опыт деятельности органов государственной власти по содействию трудоустройству пенсионеров (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

Региональная экономика | (104) УЭкС, 10/2017 Прочитано: 100 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Брагина Елена Михайловна, Орлова Дарья Сергеевна
  • Дата публикации:
    07.10.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО Югорский государственный университет

Региональный опыт деятельности органов государственной власти

по содействию трудоустройству пенсионеров (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

Regional experience of the activities of state authorities for the employment promotion of pensioners (on the example of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra)

Брагина Елена Михайловна

Bragina Elena Mikhailovna

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента

Россия, ФГБОУ ВО Югорский государственный университет

dolly96@mail.ru

Орлова Дарья Сергеевна

Orlova Daria Sergeevna

магистрант

Россия, ФГБОУ ВО Югорский государственный университет

longplaying96@gmail.com

Аннотация - В статье рассмотрен опыт деятельности органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по содействию трудоустройству пенсионеров по старости и инвалидности, выявлены основные существующие проблемы, предложены рекомендации по совершенствованию государственного управления в данной сфере.

Abstract - The article examines the experience of the state authorities of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra for the employment promotion of old-age pensioners and disability pensioners, the main problems are identified, recommendations for improving public administration in this area are proposed.

Ключевые слова – государственное управление, занятость населения, пенсионеры по старости и инвалидности, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Key words - public administration, employment of population, old-age pensioners and disability pensioners, Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra.

Введение

Содействие трудоустройству пенсионеров обусловлено несколькими задачами, стоящими перед органами государственной власти. Во-первых, в этом заинтересовано само государство. В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г.», отмечено, что возрастная структура населения России будет постоянно сдвигаться в сторону постарения. Численность экономически активного населения сократится к 2030 г. на 9%. В такой ситуации основные меры государственной политики в сфере развития рынка труда должны быть направлены на повышение экономической активности граждан пенсионного возраста, многодетных родителей, инвалидов [1]. В Югре в соответствии с законодательством жители имеют право на досрочное назначение пенсии по старости (мужчины по достижению 55 лет, женщины – 50). Это обуславливает высокий трудовой потенциал данной социальной группы и увеличивает актуальность ее использования на региональном рынке труда.

Во-вторых, ратифицированные Россией международные правовые акты, например, Конвенция МОТ N 111 о дискриминации в области труда и занятий, обязывают проводить национальную политику поощрения равенства возможностей всех граждан в отношении труда в целях осуществления их материального благосостояния и духовного развития [2]. Трудоустройство для пенсионеров имеет огромное значение, т.к. позволяет повысить уровень материальной обеспеченности, способствует социальной адаптации, решению проблем одиночества, низкой самооценки и т.д.

Приведенные положения обуславливают актуальность изучения мер содействия государственных органов занятости данной социальной группы. Разные аспекты темы были исследованы в работах Бубеева Н.С., Дураковой И. Б., Знаковой Т. А., Лавровой Д. И., Римашевской Н. М., Трещевским Ю. И., Трошиным О. В., Фирсовой Ю.А и др. Актуальность изучения регионального опыта остается, так как он может быть использован другими субъектами государственного управления.

            Целью данной статьи является изучение опыта государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по содействию трудоустройству пенсионеров, выявление существующих проблем и разработка предложений по совершенствованию деятельности в данном направлении. В статье речь идет только о двух категориях пенсионеров – по старости и по инвалидности. Третья категория, выделяемая Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - пенсионеры по случаю потери кормильца не рассматривается, т.к. в основном она состоит из несовершеннолетних детей, вопросы трудоустройства для которых не являются актуальными.

Основные направления деятельности государственных органов по содействию трудоустройству пенсионеров в Югре и их результативность

Демографические тенденции в Югре во многом совпадают с общероссийскими. Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что за последние пять лет численность пенсионеров в автономном округе увеличилась на 14,4% и составила 25,3 %от общей численности населения региона (в РФ аналогичный показатель – 29%). Прирост произошел прежде всего за счет увеличения численности пенсионеров по старости (на 15,4%), доля которых в общей численности населения выросла до 21,8% (по РФ – 24,2%). Численность инвалидов изменилась несущественно и составляла в 2016 г. 58362 человека или 3,6 % от всего населения [3]. Ежегодно происходит повышение размера пенсии, однако реальные доходы падают, например, в 2016 г. на 3,7%. (по РФ – 3,8 %). В этом же году среднемесячная зарплата в Югре составила 59150 руб., а значит, финансовые возможности пенсионеров существенно отличаются от сложившихся в регионе стандартов потребления. Этот момент является главным стимулом к продолжению трудовой деятельности: 45,7% пенсионеров трудоустроены, причем работает каждый второй пенсионер по старости, 27,4% пенсионеров по инвалидности.

Таблица 1 - Численность пенсионеров и размер пенсии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2012 – 2016 гг [3]

         bo1

Уже несколько десятилетий трудоустройство инвалидов является одним из приоритетных направлений работы органов службы занятости населения Югры. Нормативной базой их деятельности стали федеральные законы от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ», Закон автономного округа от 23.12.2004 № 89-ФЗ «О гарантиях занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановление Правительства автономного округа от 9 октября 2013 г. № 409-п «О государственной программе «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». В соответствии с данными правовыми актами в Югре реализуются следующие мероприятия по трудоустройству инвалидов (рис. 1).

В автономном округе полномочия по содействию трудоустройству инвалидов реализуют Департамент труда и занятости населения (далее Дептруда), Департамент социальной защиты.

bo2

Рис. 1 - Мероприятия, обеспечивающие гарантии трудовой занятости и повышение конкурентноспособности инвалидов на рынке труда в Югре [4,5]

         Вопросы совершенствования механизмов содействия трудоустройству инвалидов обсуждаются на заседаниях Совета по делам инвалидов при Губернаторе автономного округа, в деятельности которого принимают участие руководители общественных организаций инвалидов, органы местного самоуправления, медицинские учреждения, работодатели автономного округа. Рассмотрим основные результаты деятельности этих органов (табл. 2).

Таблица 2 – Динамика показателей трудоустройства инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2014 – 2016 гг [6]

bo3

В соответствии с региональным законодательством работодателям, численность работников у которых составляет не менее 35 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. При невозможности выделения рабочих мест работодатель вправе профинансировать создание рабочих мест в других организациях, в т. ч. и общественных [4]. На основании «Порядка предоставления бюджетных средств работодателям для оснащения постоянных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов» работодателям выделяются бюджетные средства на создание постоянного рабочего места для инвалида (в размере не более 72690 руб.); на компенсацию расходов по оплате труда наставника, осуществляющего регулярную помощь инвалиду (в размере не более 3300 руб. на период не более 3 месяцев). Из регионального бюджета возмещаются затраты работодателя на приобретение и установку необходимого технического, организационного, специального оснащения, как в организации, так и дома у инвалида (в случае надомного труда) [7].

         Благодаря активной контрольно-надзорной деятельности Дептруда с каждым годов увеличивается количество рабочих мест, выделяемых инвалидам работодателями согласно закрепленным цифрам квоты (на 14% за три года). В соответствии с государственной программой содействия занятости населения ежегодно за счет бюджетного финансирования создавалось по 143 рабочих места для инвалидов. В 2014, 2015 гг. около 70% затрат покрывалось за счет средств федерального бюджета. С 2016 г. финансирование происходит из регионального бюджета. Уровень заполняемости предоставленных рабочих мест составил 77 - 83%. Уровень трудоустройства инвалидов через центры занятости - 46 – 48%. В целом уровень занятости инвалидов в трудоспособном возрасте вырос за 3 года реализации государственной программы незначительно – на 0,3% [6].

Для пенсионеров по старости и граждан предпенсионного возраста государственной программой содействия занятости населения предусмотрен ряд мероприятий, представленных на рис. 2.

bo4

Рис. 2 – Мероприятия органов государственной власти Югры по содействию трудоустройству граждан предпенсионного и пенсионного возраста [5]

Результаты реализации указанных мероприятий представлены в таб.3.

Таблица 3 – Динамика показателей трудоустройства пенсионеров по старости в Югре за 2014 – 2016 гг [8]

bo5

Численность обратившихся в центры занятости возросла почти на 20%, что говорит о востребованности этого вида государственной услуги у данной социальной группы. Однако лишь треть из обратившихся смогли трудоустроиться, в основном (более чем на 70%) на временную работу. Среди вакансий, на которые были трудоустроены пенсионеры по старости, лидируют такие профессии, как подсобный рабочий, уборщик помещений, сторож, делопроизводитель, бухгалтер, машинистка [6].

Проблемные вопросы в трудоустройстве пенсионеров в Югре

Несмотря на проводимую службой занятости населения работу, трудоустройство пенсионеров остается одним из острых вопросов на рынке труда. Выделим основные существующие проблемы.

1 Югра – регион с высоким уровнем урбанизации. В 2017 г. в городах проживает 92,33 % населения. Однако из 202 населенных пунктов лишь 16 относятся к городам, 24 – к поселкам городского типа. Остальные 162 (80%) отнесены к поселкам, селам, деревням [3]. В связи с этим проблемным вопросом становится трудоустройство пенсионеров и инвалидов в небольших населенных, особенно труднодоступных пунктах, где зачастую количество работодателей резко ограничено.

2 В регионе ярко выражен территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Наибольшая численность рабочих мест сосредоточена в местах добычи полезных ископаемых. Эти районы являются лидирующими по количеству имеющихся вакансий (Нижневартовский район - 20,7% от всех вакансий по округу, Сургутский - 16,3%, Нефтеюганский -9,6%). В них коэффициент напряженности на рынке труда приближен или ниже среднего по округу (0,3 чел./раб. место). Но в районах, не связанных с нефтедобычей, он значительно выше – в Березовском районе – 1,8, в Советском районе – 2,4 [9]. В ситуации, когда на одно рабочее место претендуют 2 – 3 человека, пенсионерам трудно конкурировать.

3 Даже при наличии вакансий и квотирования рабочих мест трудоустройство пенсионеров затруднено. В автономном округе наблюдается профессионально – квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Основную часть заявочного спроса работодателей составляют рабочие профессии, их доля в общем банке вакансий - 80,6 %. Большинству же пенсионеров, особенно по инвалидности, желающих трудоустроиться, противопоказаны интенсивные физические нагрузки. По этой причине квотированные места остаются ими невостребованными.

4 Не все работодатели исполняют установленные квоты по трудоустройству инвалидов. В 2016 г. в органы службы занятости информацию о выполнении квоты предоставили 76,3% от общего числа работодателей. За нарушения требований законодательства по квотированию составлено 67 протоколов об административном правонарушении [6]. Часть работодателей, не исполняющих квоту, не имеют возможности использовать труд инвалидов из-за вредных и опасных условий труда на их предприятиях. Организовать рабочие места в другой организации в соответствии с заключенными договорами отказываются, так как являются филиалами (структурными подразделениями) других предприятий и самостоятельно решения не принимают.

5 Инвалидам, имеющим ментальные расстройства, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендовано трудоустройство в специальные цеха (предприятия), но в автономном округе их нет.

6 Сотрудники центров занятости отмечают низкий уровень мотивации к поиску работы у пенсионеров и инвалидов (около 40% приходят в центры занятости с целью получения пособия), низкую самооценку и уровень деловой активности. Только единицы пытаются начать собственное дело или организовать труд с применением гибких форм (табл. 3).

На протяжении нескольких лет Дептруда поводит опрос инвалидов с целью выявления их потребности в трудоустройстве. Нами подведены некоторые итоги данных опросов. Ежегодно в них приминают участие более 600 человек, около 80% - городские жители, около 70% - в возрасте от 23 до 45 лет. Более 80% не работают, но 75% опрошенных заявили о желании трудоустроиться. Основными мотивами поиска работы являются обеспечение своих материальных потребностей, своих или членов семьи. Основными причинами, затрудняющими трудоустройство, инвалиды считают наличие состояние здоровья (46% опрошенных), отсутствие необходимой квалификации (27%), стажа работы (15%), вакансий в организациях (27%), низкий уровень заработной платы (13%), неподходящие условия труда (18%). Желают работать неполный день 25%, открыть собственное дело - 9%, работать на дому - 14%.

Заключение

Предложения по совершенствованию государственных мер содействия трудоустройству пенсионеров по старости и инвалидности в Югре

1 Одним из вариантов решения обозначенных проблем может стать развитие гибких форм занятости, в том числе организация удаленных рабочих мест. Анализ опроса инвалидов, о котором говорилось выше, позволяет сделать вывод, что значительная часть респондентов хорошо знакома с компьютерной техникой, готова обучаться дистанционно и работать на дому.

Считаем, что целесообразно развивать специализированные рабочие места для инвалидов в режиме удаленного доступа. Это могут быть такие виды трудовой деятельности, как набор и верстка текстов, обработка информации, бухгалтерские расчеты, маркетинг товаров и услуг, работа в Интернет-магазинах, работа диспетчера и т. д. О востребованности данных видов деятельности на рынке труда говорит статистика Дептруда. В 2016 г. были заявлены 59 вакансий документоведов, 293 – машинисток, 54 – служащих, занятых обработкой информации, 446 – бухгалтеров, 159 – агентов по продажам [9]. При решении вопроса о финансировании организации удаленных рабочих мест может использоваться положение Закона «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», согласно которому при невозможности выделения рабочих мест в счёт установленной квоты работодатель вправе профинансировать его создание в другой организации.

2 Необходимым условием для трудоустройства на удаленные рабочие места является наличие компьютерной техники. Анализ статданных позволяет констатировать, что для пенсионеров ее покупка, а также ежемесячные платежи за доступ к сети «Интернет» - большая финансовая проблема. В 2016 г. в Югре стоимость ноутбука равнялась 31219 руб., что составляет 212% от величины прожиточного минимума, 131% - от размера пенсии. Ежемесячный тариф за доступ к сети «Интернет» составляет 5% от величины прожиточного минимума, 3% от среднего размера пенсии [3]. Считаем, что для решения проблемы ценовой доступности ИКТ может быть предложено заключение с операторами связи соглашений о предоставлении малообеспеченным слоям населения социальных условно-безлимитных тарифов.Финансовую проблему недоступности компьютерной техники может решитьее приобретениедля пенсионеров за счет регионального, муниципальных бюджетов, спонсорских средств. В настоящее время в Югре это делается в рамках реализации конституционного права на образование. С 2007 г. регион участвует в реализации Федеральной целевой программы по организации дистанционного обучения для детей-инвалидов. Для 440 детей (100% от нуждающихся) приобретены необходимая компьютерная техника для реализации адаптированных образовательных программ [10].

         3 Необходимо совершенствовать современную систему обучения компьютерной грамотности пенсионеров. С 2006 г. в Югре проводится обучение по программе «Электронный гражданин». При формировании групп, обучающихся за счет регионального бюджета, предпочтение отдается людям старшего поколения, которые составляют от 50 до 75% обучающихся. Однако обучение длится одну неделю и направлено на формирования навыка получения государственных услуг. Считаем, что наряду с краткосрочными курсами необходима организация обучения пенсионеров по специальным длительным программам, позволяющим получить устойчивые навыки уверенного пользователя ИКТ и организации работы на удаленном доступе.

4 Обучение компьютерной грамотности часто проходит на базе центров общественного доступа, которые создавались прежде всего для организации взаимодействия населения с органами власти. Целесообразно расширить спектр деятельности центров. Для пенсионеров необходимо перевести в разряд бесплатных такие виды наиболее востребованных услуг, как набор текста на компьютере, распечатка текста на принтере, услуги электронной почты, скайпа, поиск информации не только на сайтах органах власти.

5 Для совершенствования взаимодействия с работодателями необходимо систематическое проведение семинаров по вопросам квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов с участием органов службы занятости населения, прокуратуры, Государственной инспекции труда, бюро медико-социальной экспертизы, администраций муниципальных образований.

         6 Необходимо проведение социологических опросов пенсионеров по старости, выявляющих потребности и проблемные вопросы в трудоустройстве.

Данные предложения могут быть использованы при редактировании действующих и разработке новых целевых государственных, муниципальных программ в сфере занятости населения и социального обеспечения в Югре.

Библиографический список

  1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года[Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190
  2. Конвенция МОТ N 111 о дискриминации в области труда и занятий [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://base.garant.ru/2540653
  3. Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tumstat/resources
  4. Закон автономного округа от 23.12.2004 № 89-ФЗ «О гарантиях занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.deptrud.admhmao.ru/dlya-rabotodateley/trudoustroystvo-invalidov-v-schet-kvoty
  5. Постановление Правительства автономного округа от 9 октября 2013 г. № 409-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.deptrud.admhmao.ru/gosudarstvennye-programmy
  6. Информация о реализации комплекса мер по содействию трудоустройству инвалидов [Электронный ресурс] – Режим доступа: deptrud.admhmao.ru/dlya-razhdan
  7. Порядок предоставления бюджетных средств работодателям для оснащения постоянных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.deptrud.admhmao.ru/dlya-rabotodateley
  8. Информация о содействии занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.deptrud.admhmao.ru/dlya-grazhdan
  9. Отчеты о деятельности Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 – 2016 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.deptrud.admhmao.ru/deyatelnost
  10. Доклад «О качестве жизни инвалидов» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.depsr.admhmao.ru/statisticheskaya-informatsiya

References

  1. Prognosis of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2030 [Electronic resource] - Access mode:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190
  2.  ILO Convention No. 111 about Discrimination in Respect of Employment and Occupation [Electronic resource] - Access mode: http://base.garant.ru/2540653
  3. Office of the Federal Service of State Statistics for the Tyumen Region [Electronic resource] - Access mode: http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tumstat/resources
  4. Law of the Autonomous Okrug of December 23, 2004 No. 89-FZ "On guarantees of employment of disabled people in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra" [Electronic resource] - Access mode: http://www.deptrud.admhmao.ru/dlya-rabotodateley/ trudoustroystvo-invalidov-v-schet-kvoty
  5. Decree of the Government of the Autonomous Okrug of October 9, 2013 No. 409-p "About the state program of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra "Promotion of employment in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra for 2014-2020" [Electronic resource] – Access mode:  http://www.deptrud.admhmao.ru/gosudarstvennye-programmy
  6.  Information on the implementation of a set of measures to promote the employment of persons with disabilities [Electronic resource] - Access mode: deptrud.admhmao.ru/dlya-razhdan
  7. The procedure for providing budgetary funds to employers to equip permanent workplaces for the employment of unemployed persons with disabilities [Electronic resource] - Access mode:  http://www.deptrud.admhmao.ru/dlya-rabotodateley
  8.  Information on the promotion of employment of citizens of pre-retirement and retirement age [Electronic resource] - Access mode:  http://www.deptrud.admhmao.ru/dlya-grazhdan
  9.  Reports on the activities of the Department of Labor and Employment of the population of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra for 2014 - 2016. [Electronic resource] - Access mode:  http://www.deptrud.admhmao.ru/deyatelnost
  10.  Report "On the quality of life of disabled people" [Electronic resource] - Access mode: http://www.depsr.admhmao.ru/statisticheskaya-informatsiya

 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516