Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Потенциал региональных облигаций для развития региона на примере ХМАО-Югры

Финансы и кредит | (102) УЭкС, 8/2017 Прочитано: 177 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Фасиков Юрий Флюрович
  • Дата публикации:
    11.08.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Югорский государственный университет

Потенциал региональных облигаций для развития региона на примере ХМАО-Югры

Development, problems and prospects of the issue of subfederal bonds in Russia

Фасиков Юрий Флюрович

Fasikov Yury Flyurovich

Аспирант

федерального государственного образовательного учреждения «Югорский государственный университет»

e-mail: fasikovura@gmail.com

В статье рассмотрен потенциал рынка субфедеральных облигаций и перспективы его развития на примере одного из динамично развивающихся регионов Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Автором систематизирована информация о выпусках данных субфедеральных облигациях, проанализированы кредитные рейтинги региона и определены перспективы дальнейшего развития данного финансового инструмента в регионе.

Ключевые слова: субфедеральная облигация, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, рейтинг, тенденция.

The article examines the potential of the subfederal bond market and its development prospects by the example of one of the dynamically developing regions of the Russian Federation - the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra. The author has systematized information on the issuance of these subfederal bonds, analyzed the credit ratings of the region and outlined the prospects for the further development of this financial instrument in the region.

Keywords: subfederal bond, Khanty-Mansiysk autonomous area-Yugra, rating, tendency.

В современных негативных макроэкономических условиях федеральные органы власти России и органы власти субъектов Федерации сталкиваются с такими проблемами, как сниженная инвестиционная активность и повышенная острота социальных проблем. Вместе с уменьшением уровня централизованного финансирования, достаточно высокой стоимостью и короткими сроками банковского кредитования, происходит сокращение внутренней ресурсной базы субъектов Российской Федерации, что вынуждает региональные органы власти искать дополнительные источники привлечения финансовых ресурсов.

Выход из кризисной ситуации на базе структурной перестройки экономики связан с более полным использованием возможностей отечественного финансового рынка, концентрации внимания региональных властей на инвестиционных возможностях субъектов Российской Федерации, привлечением средств населения, территориально проживающего в них, а также на эффективном использовании материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении региональных органов власти.

Выпуск субфедеральных ценных бумаг способен разрешить не только проблемы восполнения дефицита бюджетов регионов, но и стать средством привлечения необходимых финансовых ресурсов для выполнения инвестиционных (экономических и социальных) программ органов власти субъектов Российской Федерации. Облигации субъектов Российской Федерации, являясь средством увеличения финансовых возможностей территориальных органов власти, выступают важным фактором, способствующим социально-экономическому развитию регионов.

В научном сообществе принято считать, что региональные облигации являются более рискованными, чем федеральные, и поэтому доходность по ним выше. В развитых экономиках субфедеральные облигации являются достаточно привлекательным, популярным и перспективным инструментом фондового рынка, представляя значительный интерес для инвесторов.

В России рынок субфедеральных облигаций начал формироваться уже с начала 1990-х годов и на сегодняшний день представляет собой уже оправдавший себя финансовый инструмент, обладающий высокой степенью эффективности по привлечению денежных средств в бюджеты регионов. Об этом говорит и отмечающийся рост объема рынка региональных облигаций, показывающий постоянную положительную динамику за последние 3 года (рис. 1).

fa1

Источник: составлено по данным Cbonds [4]

Рисунок 1 – Объемы рынка региональных облигаций в июне 2015 года –июне 2017 года, млрд. руб.

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра (далее - ХМАО-Югра) на сегодняшний день, начиная с начала 2000-х годов региональными органами власти было осуществлено 7 выпусков облигаций номиналом по 1 тыс. руб. Систематизированная информация о выпусках данных субфедеральных облигациях представлена в табл. 1.

Таблица 1 – Субфедеральные облигации, выпущенные в ХМАО-Югра

fa2

Источник: составлено по данным Cbonds [4]

Графически данные зависимости представлены на рис. 2.

Источник: составлено по данным Cbonds [4]

fa3

Рисунок 2 – Объемы выпуска облигаций ХМАО-Югра в зависимости

от года погашения, млн. руб.

Как следует из анализа приведенных данных в табл. 1 и на рис. 2, объем выпуска субфедеральных облигаций ХМАО-Югра имеет тенденцию к росту, что соответствует общей динамике рынка.

Последний на сегодняшний день выпуск региональных облигаций ХМАО-Югра серии 35001 на 6 млрд. руб. был размещен на Московской бирже 20 декабря 2017 года. В первый же день с ценными бумагами было совершено 77 сделок. Срок обращения составит 7 лет (2 555 дней). Ставки 2-28 купонов будут равны ставке 1 купона (9,15% годовых). Организаторами размещения стали Совкомбанк и ВТБ Капитал, а агентом по размещению – Совкомбанк [3].

Необходимо отметить, что ХМАО-Югра расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины, одной из крупнейших равнин в мире. Специфика экономики округа связана с открытием и необходимостью освоения здесь богатейших нефтяных и газовых месторождений, обеспечением необходимых социальных условий проживания населения региона с учетом значительной доли привлеченных трудовых ресурсов, работающих вахтовым методом. Субфедеральные облигации позволяют значительно увеличить наполнение регионального бюджета, способствуя тем самым перспективному развитию ХМАО-Югры на среднесрочную перспективу.  

Во многом успешному применению данного инструмента привлечения финансовых ресурсов для развития региона способствуют высокие рейтинги региона, присваиваемые ему международными и национальными рейтинговыми агентствами, что характеризует низкий риск инвестора. Так, международное рейтинговое агентство Standard & Poor's 17 февраля 2017 года подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента ХМАО-Югры по международной шкале на уровне «BB+», прогноз «Стабильный», рейтинг по национальной шкале подтвержден на уровне «ruAA+» [5].

Систематизация динамики долгосрочного кредитного рейтинга эмитента ХМАО-Югра за период с декабря 2015 года по июнь 2017 года представлена в табл. 2.

Таблица 2 – Рейтинговые оценки долгосрочного кредитного рейтинга эмитента ХМАО-Югра за период с декабря 2015 года по июнь 2017 года

fa4

 

Примечание: составлено по данным Национального рейтингового агентства [2], Международной информационной группы «Интерфакс» [1], FitchRatings[6], Moody'sInvestorsService[7], S & PGlobalRatings[8]

Подтверждение рейтингов является показателем способности автономного округа поддерживать высокие операционные и бюджетные показатели в среднесрочной перспективе. Рейтинг ХМАО-Югры соответствует суверенному рейтингу эмитента Российской Федерации. Среди субъектов Российской Федерации на том же рейтинговом уровне находятся также Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ленинградская область.

Можно сделать вывод о том, что стратегия выпуска субфедеральных облигаций в ХМАО-Югре показывает свою эффективность на протяжении уже почти 20 лет. Объемы выпуска региональных облигаций имеют динамику роста, что способствует большему привлечению финансовых ресурсов для наполнения регионального бюджета и поступательному социально-экономическому развитию ХМАО-Югры. Следует полагать, что данный финансовый инструмент будет активно использоваться региональными властями и в долгосрочной перспективе, чему способствует инвестиционная привлекательность ХМАО-Югры и устойчивые кредитные рейтинги региона.  

Литература

 

  1. Международная информационная группа «Интерфакс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://group.interfax.ru.
  2. Национальное рейтинговое агентство [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ra-national.ru.
  3. Ханты-Мансийский автономный округ – Югры разместил облигации серии 35001 на 6 млрд рублей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.cbonds.info/news/item/863483.
  4. Cbonds. Финансовая информация [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.cbonds.info.
  5. S&P подтвердило кредитный рейтинг ХМАО-Югры на уровне «BB+» со стабильным прогнозом [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.cbonds.info/news/item/879173.
  6. Fitch Ratings. URL: https://www.fitchratings.com/site/home.
  7. Moody's Investors Service. URL: https://www.moodys.com.
  8. S & P Global Ratings. URL: http://www.standardandpoors.com/en_US/web/guest/home.

 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516