Ошибка
  • Delete failed: '9550afadc55db798dcd44eccce2d9582.php_expire'
  • Delete failed: '9550afadc55db798dcd44eccce2d9582.php'
  • Delete failed: 'd186b23ec585bdac5f1f2073e6a838c2.php_expire'
  • Delete failed: 'd186b23ec585bdac5f1f2073e6a838c2.php'
  • Delete failed: '3dbaaa1d88ba979abe81bb745e870cb2.php_expire'
  • Delete failed: '3dbaaa1d88ba979abe81bb745e870cb2.php'
  • Delete failed: '3ebe89665a06d5cc94f5f09b5ca76c62.php_expire'
  • Delete failed: '3ebe89665a06d5cc94f5f09b5ca76c62.php'
  • Delete failed: '7a01da63beb62394ee7b1611f6e00b9d.php_expire'
  • Delete failed: '7a01da63beb62394ee7b1611f6e00b9d.php'
  • Delete failed: 'dfc1eb69fbc22a2d684f7108ed300bee.php_expire'
  • Delete failed: 'dfc1eb69fbc22a2d684f7108ed300bee.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Информатизация общества: курс на новые ориентиры

Теория систем | (102) УЭкС, 8/2017 Прочитано: 352 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Яковлев Александр Сергеевич, Коломейченко Алла Сергеевна
  • Дата публикации:
    05.08.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина

Информатизация общества: курс на новые ориентиры

Information society: towards new goals

 

Яковлев Александр Сергеевич

Yakovlev Aleksandr Sergeevich

Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Информационные технологии и математика»

Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина

E-mail: as290186@yandex.ru

Коломейченко Алла Сергеевна

Kolomeychenko Alla Sergeevna

к.э.н., доцент,

заведующая кафедрой «Информационные технологии и математика»

Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина

E-mail: alla.kolomeychenko@mail.ru

Аннотация

В статье дается анализ формирования в России информационного общества, определяется его текущее состояние и перспективы развития. Особое внимание уделено сравнительной оценке поставленных в 2008 году задач и достигнутых результатов. Сделан вывод о необходимости трансформации структуры и подходов к формированию информационного общества и предложены основные направления его развития.

Summary

The article gives an analysis of the formation of the information society in Russia, determines its current state and prospects for development. Particular attention is paid to a comparative evaluation of the tasks set in 2008 and the results achieved. The conclusion is made about the need to transform the structure and approaches to the formation of the information society and proposed the main directions of its development.

Ключевые слова:

Информационное общество, электронное правительство, госуслуги, государственные информационные системы, информационное государство, интерактивная среда, продвижение информационных порталов

Keywords:

Information society, e-government, public services, state information systems, information state, interactive environment, promotion of information portals

 

Стремление к развитию постоянно толкает человечество на новые открытия, которые, порой, значительно опережают своё время. При этом следует отметить, что если в прежние годы подобного рода новшества появлялись единично, то сегодня их множество. Данная тенденция актуальна для всех отраслей народного хозяйства.

Исторически сложившиеся информационные революции, происходившие в человеческом обществе, значительно сужены по времени между собой, но каждая на порядок выше и по объему несущей в себе информации и по потенциалу её использования. Ситуация такова, что в мире существует значительный информационный материал, который может расширить возможности людей, однако его применение ограничено рядом объективных причин.

В научной среде под информационной технологией понимают комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [4]. С указанной позиции процесс информатизации общества несет в себе потенциальную угрозу связанных с ним проблем от не восприятия самого процесса отдельными индивидуумами до появления киберпреступности.

Информация, как один из весьма значимых ресурсов современного информационного общества, так же как рациональное её использование и применение, может значительно ускорить, упростить и сэкономить время выполнения определенных экономических программ и распределение денежных средств на них. Однако, для того, чтобы в полной мере воспользоваться новыми информационными ресурсами, важно наличие развитости основных критериев информационного общества. К ним можно отнести наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей, долю населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. В настоящее время, когда мы стоим на пороге информационного общества, повышается социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом с помощью мыши. Социально необходимым умением становится овладение офисными информационными технологиями – создание и редактирование документов с помощью компьютера, вставка в документ любых мультимедийных объектов, будь-то графика, видео, анимация, звук. Применение электронных таблиц делает наиболее наглядным исследование и построение графиков функций, планирование и ведение бюджета, построение и исследование различных моделей. В результате стремительного развития средств информатики, новых информационных технологий и систем телекоммуникации на нашей планете формируется принципиально новая среда обитания человека, которую некоторые ученые называют новой информационной реальностью [19].

В России в последнее время остро поднимаются многие, давно назревшие проблемы, решение которых запоздало, порой, минимум на десятилетие. Речь здесь идет о таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, ряд отраслей промышленности и социальной сферы, где тяжелая ситуация с оплатой труда работников, условиями материально-технической оснащенности и многими другими. Наложение же характерного всеобщего значительного масштаба коррумпированности всей экономики решать эти вопросы со временем становится ещё сложнее.

Важно отметить, что многие социально-экономические проблемы в стране обусловлены низким уровнем жизни людей, который накладывает свой след на экономическое благосостояние страны. Поэтому, для улучшения сложившейся ситуации необходимо в первую очередь совершенствовать социальную сферу, ведь именно создание благоприятных условий здесь может значительно и в кратчайший срок повлиять на изменение ситуации к лучшему.

Вместе с тем, не пытаться решать обозначенные проблемы невозможно, тем более, при наличии огромного мирового опыта в использовании современных технологий. В связи с этим сейчас активно обсуждаются, подготавливаются к внедрению и реализуется ряд информационных программ в области социальной сферы для попытки решения обозначенных выше проблем.

Изменение принципов взаимодействия государства и гражданина. Согласно утверждённым концепциям «Формирование информационного общества в России» и «Электронное правительство», органы федеральной власти страны «вошли» в глобальную сеть. Необходимость такого шага обоснована как изменившимися реалиями жизни, так и желанием государства быть мобильным в организации диалога с гражданами. Реализуются принятые концепции с помощью различных площадок:, основные из которых:

- сервер органов государственной власти России (http://gov.ru/) служит для организации доступа к электронным ресурсам всех ветвей власти в стране, к порталам и сайтам субъектов Российской Федерации и их руководителей;

- портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru/ru/) ориентирован на работу пользователей и государственных структур в режиме он-лайн, сосредотачивает в себе все «точки соприкосновения» государств и гражданина [7].

В дополнение к ним создаются различные государственные информационные системы, пытающиеся наладить диалог администрации и граждан. Последний строится на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Следует так же отметить, что в феврале 2008 года Распоряжением Президента Российской Федерации В.В. Путина была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [22]. При этом на тот момент отставание от ведущих стран по многим показателям было весьма значительным, что потребовало установить весьма высокие целевые индикаторы. По истечении 9 лет с момента принятия соответствующей стратегии возможно проанализировать изменение тех целевых показателей, которые там планировалось достичь к 2015 году.

В качестве основных индикаторов реализации программы используется:

- место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий;

- доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

- снижение доли населения, не использующего информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по соображениям безопасности, в общей численности населения;

- степень дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития;

- удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с домашнего компьютера, в общем количестве домашних хозяйств;

- количество высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «связь» [23]

В этой связи интересным представляется анализ существующей ситуации, позволяющий определить степень соответствия выполнения обозначенной стратегии. Как отмечалось выше, для эффективного функционирования и использования любых информационных программ в масштабах страны, необходим достаточный уровень «насыщенности» основными критериями информационного общества. Если учитывать то количество компьютерной техники, которое ежегодно реализуется с России, то можно сказать об увеличении доступности этого ресурса для российских граждан. Ведь количество персональных «домашних» компьютеров в сравнении с началом 2000-х гг. увеличилось в стране в разы.

По уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы, наша страна должна была занимать место не ниже 10-го, однако на конец 2015 года её место было 43 [20].

Уровень доступности пользователей к сети Интернет по регионам сегодня варьируется как по скорости, так и по цене. Так, стоимость подобных услуг с заявленной скоростью не менее 3Мбит/с на Дальнем Востоке порядка 600 рублей (за 4 Мбит/с), в Москве или Санкт-Петербурге за аналогичную сумму можно получить 15-20 Мбит/с, т.е. в 5 раз выше [24].

На современном этапе мировая экономика находится в начале шестого технологического уклада. Согласно прогнозам, при сохранении темпов технико-экономического развития он вступит в фазу распространения в 2014–2020 гг., а в фазу зрелости – в 2040-е годы. При этом произойдёт новая научно-техническая революция [9]. Эволюция технологических укладов подробно описана в работах Гринина Л.Е., Гринина А.Л. [3], Родина Е.О. [12], Рыбиной З.В. [13], Селезнева П.С., Соснило А.И. [14] и Татарниковой Т.И. [15].

Относительно доли домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, его доля должна была составлять 90%, фактически – на конец 2016 года 70,7% [20], при этом годовой прирост составил 4%. Такие темпы позволят достичь плановых показателей примерно через 8 лет. То есть во времена бурного развития шестого технологического уклада во многих развитых странах наша страна наконец достигнет плановых показателей 2015 года.

Как свидетельствует статистика, не лучшим образом обстоят дела и по программе «Информационное государство», где не выполнен ни один плановый показатель [20], особенно в отношении электронного документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления – 44,9% вместо 70% запланированных.

Значительную преграду на пути инноваций представляют различия форм собственности организаций, осуществляющих теоретические исследования и предприятий, практически реализующих данные нововведения. Первые обычно отличает государственная собственность на средства производства, вторые – частная. Конфликт интересов собственности и приводит к нивелированию усилий по формированию в стране инновационного климата: научные организации не заинтересованы в реализации своих разработок, а предприниматели не могут получить новые необходимые им технологии [12].

Четкое стратегическое планирование развития страны и его поэтапная реализация крайне сегментированы и скорее представляют собой борьбу лоббистских групп за государственные финансовые ресурсы и заказы, нежели некий системный процесс перестройки экономики. В этом отношении присутствует и ряд позитивных сдвигов: переход к трехлетнему планированию бюджета, создание программ развития различных отраслей, однако эти моменты являются недостаточными для кардинальной смены курса развития [13].

Вообще, насколько качественно подготовлена страна к переходу на новый технологический уклад стоит более подробно остановиться. В первую очередь следует отметить различие в уровне и умении пользоваться информационными технологиями по возрастным категориям граждан. Действительно, современная молодежь и дети, как оно и должно быть по сути, разбираются и понимают в этой сфере больше и, сточки зрения времени, быстрее, нежели более старшее поколение. Безусловно, исключения есть, но они скорее лишь подтверждение правила, нежели его опровержение. Таким образом, прогнозируя, можно сделать вывод о том, что в ближайшие несколько лет основными пользователями информационных технологий будут именно более молодые пользователи в гораздо большем количестве, нежели люди более зрелого возраста, пенсионеры. Для последних, например, с точки зрения психологии, освоить новые навыки значительно труднее, чем для всех остальных, а их уровень доверительности к людям в разы поднимает вероятность мошенничества, который в сфере Интернет-технологий уже сегодня, т.е. до внедрения реально функционирующей программы, значительно развит.

В качестве примера можно рассмотреть возможность записи в поликлинику по интернету для того, чтобы избежать очередей. Пенсионеру, не обладающему навыками пользования компьютером, придется стоять в очереди, в то время, как людям, врачебная помощь которым, возможно требуется в меньшей степени, уже будут на приеме у врача. Безусловно, здесь можно возразить, что возможно социальный работник будет помогать в данном отношении пенсионерам. Однако для масштаба страны это лишь единичные случаи, учитывая степень развитости данной помощи сегодня и уровень оплаты труда в ней. Если же учитывать статистику, то в последние десятилетия в стране сложилась сложнейшая демографическая ситуация и молодежи сегодня много меньше, чем людей более старших.

Что же касается доступности информационных ресурсов, то наличие телефона, как стационарного, так и мобильного, позволяет формально любому стать пользователем сети Интернет. Однако стоимость этой услуги в зависимости от города проживания значительно варьируется. Так же как и скорость пользования этой сетью.

Об этом, в частности, свидетельствуют данные информационного бюллетеня по данным служб Яндекс.Метрики и Яндекс.Браузера, отчётов Фонда «Общественное мнение» и исследовательской группы TNS. Например, в конце 2009 года месячная аудитория интернета в России достигла 39,7 млн человек (это 34% населения старше 18 лет), а в концу 2015 года 78 млн. человек (т.е. 67% населения старце 18 лет). Темпы прироста на текущий момент значительно снижаются, так как обусловлены наличием резервов у группы лиц старше 45 лет. В сравнении со странами Большой 8-ки, Россия занимает 7 место, перед Италией и после Франции. Отставание же от Канады составляет более чем 20% (уровень проникновения там выше 90%) [24].

Таким образом, качественная составляющая критериев информационного общества далека от идеальной в масштабах всей страны, и предвещает во многих её городах, и тем более сельских местностях, значительные проблемы в использовании. По сути, программа направлена на решение проблем «сверху», в крупных городах, но не тех, что возникают у «рядового» населения нашей страны. Внедрение электронного правительства, реализация стратегических программ развития информационного общества в России хотя и несут значительный положительный потенциал, в то же время остро оголяют насущные проблемы, связанные с несоответствием низкого уровня оказания этих услуг и высокими технологиями, используемыми в данной сфере.

Немаловажным вопросом в области информационных технологий в социальной сфере является обеспечение безопасности пользователей. По сути, единожды «взломанный» сайт государственных услуг с получением полной информации о всех его пользователях может стать угрозой национальной безопасности. При этом, если создавать дополнительные барьеры для мошенников, это в конечном итоге может повлиять на простоту вхождения в такую систему обычного пользователя.

В качестве позитивной подвижки можно отметить тот факт, что президент РФ в своем послании Федеральному Собранию в декабре 2013 г. обозначил следующее: «Для населения развитых стран, да и многих развивающихся государств привычным стал постоянный рост потребления, расширение жизненных и культурных возможностей. Это неплохо. Но обеспечить продолжение такого роста в современном мире можно только с выходом на новый технологический уклад, а вот с этим во многих частях света заминка. Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального “пирога”, которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров. Посмотрите, как распределяется сегодня доход между теми странами, которые производят интеллектуальный продукт, и теми, которые собирают конечный продукт. Там доля такая: 15 процентов и 75–80» [13]

Безусловно, два-три десятилетия назад и о существующих темпах прироста можно было только мечтать, однако современные реалии не оставляют иного выбора, кроме инновационного развития информационного общества. Отчеты Министерства связи и массовых коммуникаций о развитии информационного общества и данные государственного комитета статистики подтверждают появившееся в России умение предоставлять информацию, но большую значимость на сегодняшний день является эффективность её использования.

Механизм построения информационного общества в России, на наш взгляд, должен быть существенно трансформирован, как с точки зрения своей структуры, так и с точки зрения своих возможностей. Значительная работа, проделанная в рамках целевых программ скорее выступает начальным этапом, который к слову, входит в завершающую стадию. Его можно обозначить, как «обеспечение информационной доступности». При этом основными индикаторами реализации данного этапа выступают отчеты министерств о проделанной работе.

Современные отчеты настолько наполнены количественной информацией, позволяющей судить не о работе самого информационного общества, а о работе соответствующего министерства по созданию общества, что порой кажется, что сам процесс важнее результата. Безусловно, определить что важнее: сумма штрафов, поступивших в бюджет, или доля решенных обращений пользователей, с экономической точки зрения сложно, особенно в условиях дефицита Федерального бюджета. Однако создание информационного общества – задача более социальная, нежели экономическая, и требует именно качественной оценки, особенно при декларировании Российского государства в качестве социально-правового.

Таким образом, следующим этапом к достижению поставленного результата – функционирование информационных сервисов, должно стать продвижение уже созданных порталов предоставления услуг. Сказанное возможно только в одном случае, когда на подобных порталах информация будет не только предоставляться (к сведению), но и будет принимать формы интерактивного взаимодействия. Фактически, организация диалога системы (внутри которой государство, бизнес и общество в целом) и пользователя (то есть индивидуума) с помощью средств вычислительной техники и информационных технологий по решению конкретного вопроса – это есть ближайшая цель развития информационного общества.

Однако, данные государственного комитета статистики по инновационной деятельности бизнеса [18], свидетельствуют о том, что бизнес не готов участвовать в информатизации, и никакие директивы «сверху» не заставят изменить ситуацию к лучшему. Современное информационное пространство воспринимается многими, как возможности слежения со стороны государства за деятельностью организации, а если речь идет о государственных организациях, ещё и как обузу по необходимости поддержания сайта в актуальном состоянии.

За последние годы произошел рост числа технопарков и бизнес-инкубаторов, появилось множество программ поддержки предпринимательских и молодежных инициатив. Однако исследования, проводимые в разных странах мира, показывают, что людей, склонных к предпринимательству, всего около 5–7%. Малый бизнес и микробизнес должны приобретать все большее значение в государстве, но всецело делать ставку на него в перевооружении экономики в требуемых масштабах в современных условиях было бы опрометчиво [13].

С нашей точки зрения существенным вкладом в развитие информационного общества будет создание соответствующих благоприятных условий в социальной сфере. Действующим положительным примером является Государственная информационная система ЖКХ. Фактически создан механизм взаимодействия пользователей и обслуживающих организаций, который может быть «локомотивом» информатизации общества. Это произойдет в том случае, если будут созданы благоприятные условия (не директивные, по приказу или распоряжению, а самостоятельные) взаимодействия именно на этом портале.

Подытоживая изложенное выделим основные предлагаемые ориентиры информатизации общества:

- переход от предоставления информации пользователям к диалогу между пользователем и государством/бизнесом/обществом;

- создание условий обеспечения эффективного механизма обратной связи между участниками информационного общения;

- создание условий поддержания актуальности информационных порталов с экономической точки зрения;

- продвижение порталов в информационном пространстве, как инструментов решения любых проблем пользователей, а не средства получения информации.

Указанные ориентиры позволят добиться качественно новых результатов в освоении информационного пространства, позволяя создать предпосылки к новому виду реализации конституционных прав гражданина Российской Федерации по управлению общественной жизнью государства.

Библиографический список

  1. Арбузов С.Г., Двас Г.В. Угрозы экономической безопасности: эволюционная связь с технологическим укладом и современная трактовка.// УЭкС.- 2016.- №11 (93). С.5
  2. Воробьев В.П., Тихомиров Н.Н. Проблемы перевода экономики российской Федерации на шестой технологический уклад минуя пятый: методические аспекты // Известия СПбГЭУ.- 2016.- №3 (99). С.41-46
  3. Гринин Л.Е., Гринин А.Л. Кибернетическая революция и шестой технологический уклад // Историческая психология и социология истории.- 2015.- №1. С.172-197
  4. Кременко М. З. К проблеме информатизации общества в XXI веке // Вестник Адыгейского государственного университета.- 2006.- №1. С.235-237
  5. Лазарев А. Н. Международные индексы для оценки развития информационного общества: новые показатели // Открытое образование.- 2011.- №4. С.75-84
  6. Лазырин М.С. Развитие шестого технологического уклада // Общество: политика, экономика, право.- 2017. -№2. С.48-50
  7. Матющенко И.А. Современные тенденции информатизации общества // Вестник НВГУ.- 2013.- №1. С.43-45
  8. Новицкий Н.А. Выбор модели и целевых критериев прорыва российской экономики в новый технологический уклад // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление.- 2016.- №1 (16). С.3-14
  9. Огородников П.И., Крючкова И.В., Коловертнова М.Ю., Гусева Е.П., Чиркова В.Ю. Инновационная политика: вчера, сегодня и завтра // Известия ОГАУ.- 2015.- №2 (52). С.196-199
  10. Панфилов В.А. Продовольственная безопасность России и шестой технологический уклад в АПК // Техника и технология пищевых производств.- 2015. -№2 (37). С.5-9
  11. Родин Е.О. Проблема человеческого существования в условиях очередной технологической революции // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика.- 2017.- №1. С.47-51
  12. Рыбина З. В. Аспекты становления инновационного уклада в российской экономике // Проблемы современной экономики.- 2015.- №1 (53). С.31-33
  13. Селезнев П.С., Соснило А. И. Шестой технологический уклад и индустриализация // Власть.- 2014.- №10. С.14-23
  14. Татарникова Т.И. Роль технологических укладов в экономическом развитии // Символ науки.- 2016.- №3-1. С.177-179
  15. Урасова А.А. Ключевые аспекты перехода экономической системы к шестому технологическому укладу // ARS ADMINISTRANDI.- 2017.- №1. С.52-61
  16. Фокина Е.А. Телекоммуникационный сектор экономики России: трансформация в глобальную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология.- 2014.- №6. С.103-
  17. Шамин Е.А., Генералов И.Г., Завиваев Н.С., Черемухин А. Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ.- 2015.- №11 (54). С.99-107
  18. Государственный комитет статистики. Наука, инновации и информационное общество. [электронный ресурс]/ URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/ (дата обращения: 04.07.2017)
  19. Колин К.К. Информатизация общества и социальная информатика // Вестник ЧГАКИ.- 2009.- №3 (19). [электронный ресурс]/ URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obschestva-i-sotsialnaya-informatika (дата обращения: 04.07.2017).
  20. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Годовой отчет о «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»» [электронный ресурс]/режим доступа:  http://minsvyaz.ru/uploaded/files/otchet2016.pdf (дата обращения: 04.07.2017)
  21. Общественная служба Организации Объединенных Наций. Индекс развития электронного правительства [электронный ресурс]/ URL:  http://workspace.unpan.org/sites/Internet/Documents/UNPAN96407.pdf (дата обращения: 04.07.2017)
  22. Справочно-консультационная система Гарант. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации [электронный ресурс]/ URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92762/ (дата обращения 04.07.2017)
  23. Справочно-консультационная система Консультант Плюс. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 в ред. от 17.06.2015 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)»» [электронный ресурс]/ URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162184/ (дата обращения: 04.07.2017)
  24. Яндекс. Исследования. Развитие интернета в регионах России [электронный ресурс]/ URL:  https://yandex.ru /company/researches/2015/ya_internet_regions_2015(дата обращения: 04.07.2017).

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516