Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Влияние геополитической конъюнктуры на инвестиционную привлекательность России

Финансы и кредит | (99) УЭкС, 5/2017 Прочитано: 991 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Антонов Леонид Александрович
  • Дата публикации:
    12.05.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    СурГУ

Влияние геополитической конъюнктуры на инвестиционную привлекательность России

Influence of the geopolitical conjuncture on the investment attraction of Russia

Антонов Леонид Александрович

Antonov Leonid Aleksandrovich

аспирант, преподаватель

СурГУ

leonid.surgu@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы роли влияния геополитической конъюнктуры на инвестиционную привлекательность Российской Федерации. Проводиться анализ и даётся характеристика рисков, связанных с волатильностью геополитической конъюнктуры.

Abstract: The article discusses the impact of the geopolitical conjuncture on the investment attractiveness of the Russian Federation. Analyze and characterize the risks associated with the volatility of the geopolitical conjuncture.

Ключевые слова: геополитика, инвестиционная привлекательность, экономические риски, санкции, эмбарго.

Key words: geopolitics, investment attractiveness, economic risks, sanctions, embargoes.

Геополитический фактор – один из определяющих факторов роста экономики. Он определяет характер экономического взаимодействия между странами, особенности внешнеторговой и таможенной политики. Поиск партнёров и заключение выгодных экономических союзов положительно сказывается на экономическом климате, расширяются рынки сбыта, что несомненно сказывается на экономических агентах, и на их инвестиционной активности.

Современный мир неоднороден. Состоящий из сотен стран, тысяч народов и бесчисленного количества сообществ он заставляет каждого сделать выбор. Государства как субъекты международной политики также вынуждены сделать свой собственный выбор; и ответственность за выбор тем больше, чем больше вес и статус государства на международной арене. Выбор России всем известен. Добровольный или навязанный, исторически сложившийся или импульсивный – вопрос спорный и уже, пожалуй, непринципиальный. Так или иначе, выбор России возымел следствия.

Следствием, выбора России, как независимого не от кого акта международной политики, стали санкции. Согласно определению известного американского эксперта Гари Хафбауэра, санкции есть ни что иное как – преднамеренные, вызванные действиями правительства меры по прекращению традиционных торговых или финансовых отношений с политическими целями. Санкции применяются в том случае, когда полномасштабная война обойдётся слишком дорого, а дипломатические протесты бессильны. [1]

Санкции как инструмент экономического давления одного сообщества людей на другое имеют древнюю историю. Начиная со времён античности, города-государства использовали их для реализации своих политических целей. Особенно широкое распространение экономические санкции получили в XX и XXI веке. Появление сдерживающего фактора в виде ядерного оружия и вовсе вывели войну между крупными игроками из русла боевых действий в войну экономик.

Поводом для введения санкций по отношении к России стали конфликт на востоке Украины и присоединение Российской Федерацией полуострова Крым. Объявленные США, их союзниками и сателлитами санкции ставили перед собой задачи ослабить экономику России, и как следствие дестабилизировать общество. В целом санкции в отношении России можно рассматривать, как новый виток холодной войны. Они носят долговременный характер, характер спланированной экономической блокады. А значит Россия обязана принимать адекватные и симметричные контрмеры.

Одной из таких контрмер явилось продовольственное эмбарго, введённое в августе 2014 года в ответ на санкции в отношении России и включающее в себя запрет на закупку продовольствия из стран ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии сроком на один год. Под запрет на ввоз попали такие продукты сельского хозяйства как мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо птицы, молоко и молочная продукция, овощи, съедобные корнеплоды, а также фрукты и орехи.

В последние годы, среди прочих событий во внешней политике России, помимо санкций, в СМИ большое внимание уделялось также снижению цен на нефть. Одной из причин которых, по заявлениям экспертов, явился резкий рост добычи нефти, и замедление роста спроса на нее в Китае и Европе. Носящий с одной стороны чисто экономический характер (баланс спроса и предложения), данный факт несомненно является результатом всё тех же геополитических флуктуаций.

Очевидно, что нестабильность геополитической конъюнктуры порождает ряд экономических рисков. Среди них можно выделить:

  • Внешнеэкономический риск
  • Риск изменения рыночной обстановки
  • Научно-технический риск
  • Кредитный и инвестиционные риски
  • Ценовой риск
  • Валютный риск
  • Риск ликвидности
  • И другие.

Каждый из рисков несёт в себе опасности. Внешнеэкономический риск может возникнуть в процессе взаимодействия с зарубежными партнерами. Данный экономический риск самоочевиден и следует из сущности санкций. Зависимость России в различных товарах, особенно в высокотехнологичных отраслях экономики, покрывается исключительно за счёт импорта. Уменьшение или полное прекращение импорта – сильный удар по компаниям с большой долей импортных комплектующих в составе собственной продукции. Зависимость таких компаний от поставщиков, чья экономическая активность завязана на геополитическую конъюнктуру, сильно сказывается на их возможности осуществлять производственную деятельность.

Так, за время санкций с 2014 года США, Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия, Канада и другие страны ввели запретительные меры, касающиеся ввоза на территорию России различных товаров, таких как:

  1. Запрет ввоз на свою территорию, прямо или косвенно, любых товаров, услуг или технологий из Крыма;
  2. Запрет вывоза, реэкспорт, продажу или поставку, прямо или косвенно, со своей территории, или лицом, являющимся гражданином США каких-либо товаров, услуг или технологии в Крым;
  3. Запрет на покупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды.
  4. Ввод эмбарго на импорт и экспорт оружия и подобного материала в Россию;
  5. Запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям;
  6. Обязали экспортёров получать предварительное разрешение компетентных органов государств-членов на экспорт определенных видов энергетического оборудования и технологий в Россию, а также ввёл запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти. [2]

Большой резонанс, а СМИ также получила история с отказом передачи Францией Мистралей. Эти и другие факты свидетельствуют о серьёзной зависимости различных секторов экономики России (в т.ч. военной) от импорта. [3]

Риск изменения рыночной обстановки имеет двустороннюю связь. С одной стороны, это - участие предприятия в формировании рыночных цен, а с другой - взаимоотношения предприятия с поставщиками оборудования, сырья, полуфабрикатов, покупателями готовой продукции. Ограничительные меры санкций, повлияли не только на возможность покупать импортное оборудование, но и существенно сказались на продаже собственного. Свёртывание рынка сбыта, резкое снижения числа покупателей, может стать причиной перепроизводства, и вынуждает организацию искать поиск решения возникших проблем.

Научно-технический риск касается инновационной деятельности предприятия, приобретения им патентов, лицензий, новейшей техники и технологий. Данные ограничения, сказываются в первую очередь на высокотехнологичных компаниях, компаниях, связанных с инновационной деятельностью. Это замедляет развитие и без того слабых отраслей экономики России. Санкции оказывают влияние на российскую экономику через ограничения на передачу технологий. При этом подобные меры наносят ущерб и тем странам, которые вводят ограничения.

Валютный риск связанный с изменения курса валюты, ее конвертации. Падение покупательской способности рубля не могло не ударить по российским компаниям, и в конечном счёте снизить конкурентоспособность и спрос на их продукцию. В условиях неопределённости, изменчивости курса валют, осложняется международная торговля.

Одним из наиболее острых видятся кредитный и инвестиционные риски. Кредитный и инвестиционные риски связаны с возможностью предприятия брать займы и кредиты, привлекать инвестиции. Так 18 июля Европейский инвестиционный банк, по рекомендации Европейского совета, прекратил новое финансирование проектов в России. 12 сентября ввёл ряд санкций запретил организацию долгового финансирования трех топливно-энергетических компаний России: «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти». Запрещены торговля облигациями этих компаний со сроком обращения свыше 30 дней и участие в организации выпусков таких бумаг. [4]

По данным центрального банка в 2014-2017 годах в результате санкций произошло снижения инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации, в результате падения прямых иностранных инвестиции (ПИИ).

an1

Рис. 1 Поступление прямых иностранных инвестиций в РФ, млрд. долл.

Рис. 1 наглядно демонстрирует динамику прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в промежутке между 2010 и 2015 годами. Так, с 2010 по 2013 гг. наметился тренд на повышение прямых иностранных инвестиций, достигший своего максимума в 2013 году в сумме 69,2 млрд. долларов США. В результате санкций, снижения курса рубля, падения цен на нефть и иных факторов прямые иностранные инвестиции уже в следующем 2014 году достигли отметки в 20,9 млрд. долл. ПИИ в 2015 году и вовсе упали до значения в 4,8 млрд. долл. [5]

На фоне введения санкций против России инвестиционный климат сильно ухудшился. Все меньше компаний готовы инвестировать в российские проекты или просто не могут делать этого. Российские компании также сталкиваются со сложностями, особенно в части привлечения финансирования для реализации проектов. В таких условиях возрастает актуальность привлечения инвестиций внутри страны. Одним из их источников могут стать финансы домохозяйств, обладающие высоким инвестиционным потенциалом.

При всех своих негативных тенденциях, геополитическая волатильность должна рассматриваться не только как риск и потери, но и как возможность для развития собственного потенциала. Импортозамещение, опора на собственные силы и резервы должны стать приоритетными направлениеми развития Российской экономики.

Санкции дают возможность для многих отраслей экономики. Среди них можно назвать: аграрный сектор, нефтегазовый сектор, полупроводниковую промышленность и другие. Так, например, эмбарго введённое российскими властями в ответ на санкции, оградило сельхозпроизводителей от внешних рынков, повысив инвестиционную привлекательность данного сектора экономики. [6]

Практика показала, что несмотря на свой глобальный, стратегический характер санкции США и их союзников, не оказывают запланированного воздействия на экономику Российской Федерации. Санкции, и вынужденная мера России в виде эмбарго, в конечном счете, больше повлияла на Европейских товаропроизводителей. В общей сложности в результате контрсанкций Европа потеряла по разным подсчётам около 17 млрд. евро. [7]

Несмотря на то, что результаты введения санкций не наносят значительного отрицательного влияния, необходимостью является комплекс мер по снижению их воздействия. Для достижения данной цели видеться необходимым создание механизма преодоления негативных явлений волатильности геополитической конъюнктуры, который бы решал задачи поиска партнёров, оценки степени рисков и планирования экономической безопасности с учётом геополитического фактора.

Задачами механизма преодоления негативных явлений волатильности геополитической конъюнктуры должны стать:

  • Смягчение острых вопросов с политическими оппонентами;
  • Нахождение точек взаимодействия с партнёрами, поиск путей развития отношений;
  • Использование механизмов международного права и международных организаций для продвижения интересов Российской Федерации в мире;
  • Поиск резервов внутри страны и за рубежом.

Геополитический фактор – один из определяющих факторов роста экономики. Однако, продуманная, жёсткая политическая позиция, самодостаточная экономика, поиск партнёров должны снизить эффект от применения различных инструментов экономического давления, остудить пыл оппонентов и снизить градус напряжённости во всём мире.

Список литературы

  1. Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott, and Barbara Oegg Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. Peterson Institute for international economics, 2007.
  2. Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года // Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года – Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкции_в_связи_с_украинскими_событиями_2014_года
  3. Франция предупредила о возможном отказе от передачи "Мистралей" // Интерфакс URL: http://www.interfax.ru/world/411356
  4. Унтер-офицерские вдовы и природный операционализм // Политическое обозрение URL: http://politobzor.net/show-30011-unter-oficerskie-vdovy-i-prirodnyy-operacionalizm-i.html
  5. Прямые иностранные инвестиции в России: тенденции и проблемы их привлечения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» URL: http://naukovedenie.ru/PDF/106EVN415.pdf
  6. Грудкина Т. И., Чурсин С. С. Развитие субъектов агробизнеса в условиях введенных санкций: проблемы и направления их решений // Научно-методический электронный журнал «Концепт» URL: https://e-koncept.ru/2015/85912.htm
  7. Санкции против России стоили ЕС 17,6 млрд евро и 400 тыс. рабочих мест // Интерфакс URL: http://www.interfax.ru/business/544179

List of literature

  1. Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott, and Barbara Oegg Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. Peterson Institute for International Economics, 2007.
  2. Sanctions in connection with the Ukrainian events of 2014 // Sanctions in connection with the Ukrainian events of 2014 - Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ukraine's Sittings_in_ukrainian_ events_2014_year
  3. France warned of a possible refusal to transfer "Mistrals" // Interfax URL: http://www.interfax.ru/world/411356
  4. Non-commissioned widows and natural operationalism // Political Review URL: http://politobzor.net/show-30011-unter-oficerskie-vdovy-i-prirodnyy-operacionalizm-i.html
  5. Foreign direct investment in Russia: trends and problems of their involvement // Internet journal "NAUKOVENIE" URL: http://naukovedenie.ru/PDF/106EVN415.pdf
  6. Grudkina TI, Chursin SS The development of agribusiness subjects under the imposed sanctions: the problems and directions of their solutions // The Scientific and Methodical Electronic Journal "Concept" URL: https://e-koncept.ru/2015/ 85912.htm
  7. Sanctions against Russia cost the EU 17.6 billion euros and 400 thousand jobs // Interfax URL: http://www.interfax.ru/business/544179

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516