Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Экономические инструменты государственного антикризисного регулирования

Экономический анализ | (95) УЭкС, 1/2017 Прочитано: 2603 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Рыбчинский Дмитрий Станиславович
  • Дата публикации:
    10.01.17
  • № гос.рег.статьи:
    Rybchinksiy Dmitrii Stanislavovich
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Экономические инструменты государственного антикризисного регулирования

Economic instruments of the state crisis management

Рыбчинский Дмитрий Станиславович

Rybchinksiy Dmitrii Stanislavovich

Аспирант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация

Предмет исследования – экономические инструменты антикризисного регулирования. Новизна работы заключается в анализе мер, направленных на эффективное регулирование, методология исследования представляет собой изучение теоретических и практических данных по заданной проблематике. Таким образом, в данной статье исследуются основные экономические инструменты государственного антикризисного регулирования, которые способствуют сглаживанию кризисных явлений и устранению последствий.

Abstract

In this work, the subject of research are economic instruments of crisis management. The novelty of the work lies in the analysis of measures aimed at effective regulation, methodology of research is the study of theoretical and practical problems for a given data. Thus, this article examines the main economic instruments of the state crisis management, which contribute to smoothing of the crisis and address the consequences.

Ключевые слова: экономика, антикризисные меры, государство, инструмент, Российская Федерация, правительственные органы, финансы, государственное регулирование, деньги, кризис.

Keywords: economy, anti-crisis measures, the state, the Russian Federation, government, finance, government regulation, money, crisis.

В настоящее время экономика развивается так, что в ней четко прослеживается рецессионность и некоторая цикличность. Она подкрепляется в негативном качестве волатильностью факторов. Следовательно, со стороны правительственных органов ожидается принятие мер для стабилизации социально-экономической жизни. Кроме того, существует необходимость развития институтов руководства хозяйственной системы государства. Прежде всего, практика экономической политики не может быть реальностью без использования антикризисных инструментов, которые замедляют процесс падения деловой активности. Примечательно, что антикризисные инструменты в современной экономике являются средством, которое вносит инновации постиндустриального развития. [1,c.56]

Государство играет роль регулятора, которая заключается в использовании антикризисного пакета инструментов в экономической политике. Инструменты направляются на преодоление циклического спада инвестиций, на модернизацию производственного потенциала страны, а также на финансовое поддержание макроэкономики. [5,c.61]

С помощью качественного комплекса антикризисных инструментов создается толчок к интенсивному росту экономики. Кроме того создаются основания для институционального изменения процессов хозяйствования на разных экономических уровнях. Для проведения данной работы используются инструменты быстрого реагирования. С их помощью стабилизируется хозяйственная система на небольшой период времени, удерживается развитие системы по заданному плану. Применяются стратегические инструменты для управления разных макроэкономических процессов, которые обеспечивают основу для благоприятного социально-экономического роста на постиндустриальной почве. [8,c.12]

Специалистами доказано, что инструменты для тактических и стабилизационных работ должны помочь сменить тенденцию циклического спада. Инструменты помогают обеспечивать стабильность основных параметров системы экономического развития. В то же время антикризисные инструменты стратегического развития создают стабильные предпосылки для создания нового социально-экономического и технологического строя.

Если рассматривать инструменты антикризисной стратегической политики в долгосрочной перспективе, то они противоречат инструментам быстрого реагирования, а также всем работам, которые ранее выполнялись в антикризисной экономической политике. [9,c.19] В данном случае становятся больше риски для всех участников общественных переговоров, в первую очередь, государства. Таким образом, могут потребоваться институциональные меры модернизации системы экономических отношений в государстве. Отмечается, что данная работа приводит к большим затратам времени и финансов.

Существует множество факторов, на основании которых определяется степень устойчивости экономической системы к циклическим волнениям. Факторы выявляются под руководством государства, для которого данная работа является первоочередной. [4, c.71] К первоочередным факторам можно отнести конкурентоспособность производственных государственных комплексов, финансово-инвестиционную сферу, инновации. В общей сложности данные факторы создают обобщенную модель системы экономики, которая будет устойчиво реагировать на циклические волнения.

Эмпирическим способом доказано, что нет возможности избежать процессов циклического спада. В то же время развитая институциональная модель государственной экономики имеет силы с минимальными потерями преодолеть кризисные явления, которые могут образовываться. Национальная экономика постоянно открыта для глобального пространства. Это способствует усилению процесса циклических явлений. Национальные экономические зависимости все время пребывают под воздействием внешнеэкономических факторов. Все это в совокупности увеличивает степень возможных рисков. [1,c.90]

В то же время сама модель глобализации имеет некоторый запас антикризисных инструментов. В антикризисной современной теории имеется множество исследовательских работ, включая научно-методологический анализ кризисных процессов. Тут же нужно отметить, что новый кризис способен показать, что есть определенное несовершенство того аналитического материала, который использовался в научных исследованиях.

На сегодняшний день теоретические аспекты антикризисного регулирования получают новую методологическую актуальность, учитывая перманентные кризисы. Причем такая ситуация наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Прежде всего, специалисты стараются концептуально объединить причинно-следственные положения внешних и внутренних факторов, которые вызывают кризис. Стоит задача – создать научно обоснованную базу, которая поможет бороться с кризисом, учитывая фактор времени. Сейчас теория кризисов (анализ движения циклического развития экономики) претерпевает изменения, прежде всего, на методологической основе. Вызваны такие перемены институтами раннего развития, а также принципами постиндустриальной экономики. [5,c.24]

Литературные источники гласят о том, что при экономическом кризисе распределение экономического роста в пространстве обеспечивается созданной сырьевой и экспортной системой отечественной экономики. Это дало высокие показатели ВРП на душу населения в среднем в некоторых регионах государства. Учитывая данный факт, есть основание полагать, что в российской экономике модель пространственного развития в кризисных условиях не поменялась особым образом. До сих пор в ней важным фактором остается значение добывающей отрасли, экспорт. Та или иная фаза цикла экономического развития постиндустриального общества объясняется методами, которые используются при анализе экономики. В то же время фазы наделены особым характером. Следовательно, нужно использовать новые инструменты для исследования.

Предпосылки научного исследования порождают концептуальную логику исследований в экономике при циклических колебаниях в условиях макроэкономики. Согласно концептуальной логике, экономическая система может эволюционировать. Мало того, в технологическом и промышленном развитии экономические процессы протекают неравномерно. Именно это и порождает спад в отрасли и экономике в целом. Результатом такого явления есть деловой спад активности, снижение показателей социальной и экономической структуры. [9,c.20]

Х. Ф. Мински выдает гипотезу финансовой нестабильности, согласно которой динамика экономического развития все время определяется тем, как компании вносят инвестиции в капитал. Вначале можно наблюдать полное финансирование, когда денег хватает на погашение задолженностей, в том числе и процентов. Здесь ситуация объясняется тем, что компании опираются на внутренние финансовые источники. Собственные средства не играют особой роли. Экономические проблемы на стадии оживления в памяти субъектов экономики до сих пор свежи: все помнят прошлые потери. Следовательно, риск заемщика и заимодателя забывается. Происходит это потому, что национальный доход, который формируется инвестициями, растет. Степень рисков снижается за счет обеих сторон.

Системные кризисы могут порождаться негативными циклическими процессами. Это закономерность экономического развития. Следовательно, современная экономическая политика должна реализовывать, в первую очередь, антикризисные программы для национального развития в целом.
Даже тогда, когда экономика относительно стабильна, нужно использовать антикризисный инструментарий.

Характер циклических спадов является очевидным. Делая вывод, нужно сказать, что такая ситуация постоянно диктует правила при формировании антикризисных моделей для различных сроков. В то же время, регулировать условия рыночной экономики должно только государство. Оно строит планы на будущее с помощью эффективных программ. [7,c.49]

В первую очередь нужно выделить раздвоенность роли государства при падении деловой активности экономических организаций, крупных предпринимателей, финансово-промышленных групп и других субъектов национального хозяйства. В таком случае антикризисная политика страны должна быть направлена на краткосрочную стабилизацию ситуации с одновременным преодолением спада.

При выборе курса антикризисного управления нужно сосредоточиться на тех факторах, которые обеспечат стратегический посткризисный рост. Дело в том, что меры экономической политики в условиях кризиса необратимы для стратегического развития государства. В результате выбранный набор инструментов или поднимет страну на более высокую ступень экономического развития, или сделает негативный эффект дальнейшего снижения темпов роста более глубоким.

После анализа состояния отечественной экономики можно разделить способствующие циклическому спаду факторы на две группы:

  • внешние шоки, которые были вызваны политической напряженностью или произошли в результате ограничения доступа к внешним рынкам капитала с одновременным падением цены на нефть;
  • замедление темпов роста отечественного производства и других стратегически значимых отраслей экономики.[3,c.34]

Системный спад в этих двух отношениях может произойти из-за негативных экзогенных и эндогенных факторов. Именно по этой причине были углублены негативные тенденции в сферах социального и экономического развития.

В такой ситуации эффективность выбранной политики можно оценить по множеству процессов, регулирующих социально-экономические отношения с помощью соответствующих инструментов. К ним относятся: структурные, фискальные, антиинфляционные и социальные. При этом немаловажную роль играет контроль выполнения антикризисных мероприятий и расхода выделенных для этой цели ресурсов.

Фискальное и монетарное регулирование — основные инструменты-стабилизаторы в условиях кризиса. При этом эффективность выбранной антикризисной политики по большей мере зависит от оперативности приема соответствующих мер в первоначальный период. Длительность кризиса во многом зависит от активности и оптимальности принятых мер, так как финансовый рынок играет важную роль в системе децентрализованных финансов. Его основной задачей является эффективная аккумуляция средств и их реализация наиболее нуждающимся структурам.[6,c.92]

Кризисопределяющие причины имеют значительное влияние на содержание кризисных процессов. Чтобы снизить негативные последствия, государственная антикризисная программа должна включать в себя эффективные стабилизационные и стратегические инструменты.

К стратегическим инструментам антикризисного регулирования относятся:

  • повышение инновационной емкости отечественной экономики;
  • борьба с диспропорциональностью в развитии регионов;
  • формирование импортозамещающих производственных комплексов, созданных на основе инноваций;
  • модернизация отраслевой структуры;
  • развитие высокотехнологичных секторов хозяйства.[3,c.29]

Использование вышеуказанных инструментов поможет обеспечить стабильность отечественной экономики и снизит её зависимость от мировых рынков. Такие меры также помогут получить продовольственную и экономическую независимость.

По национальному экономическому росту можно оценить степень адекватности и сочетаемость инструментов, используемых для отражения общих темпов и формирования конкурентных позиций. При создании эффективных инструментов нужно учитывать, что высокие темпы в области научно-технического прогресса, транспортировки грузов и передачи информации положительно сказывается на структуре народного хозяйства. Ввиду технологической отсталости, несовершенства рынка и недостаточного развития институтов это особенно актуально для РФ. Такие условия в сочетании с высокой обеспеченностью природными ресурсами в конечном итоге приведут к экспортосырьевой зависимости в сочетании с рентоориентированным поведением.

Сегодня в основе всех причин кризиса находится три фактора: циклическая динамика развития экономики, дисбаланс рынков (особенно фондовых и финансово-кредитных) и нестабильность цен на энерго-сырьевые ресурсы на мировом рынке.

О. Чиркунов справедливо отметил, что текущий мировой кризис медленно приобрел затяжной характер. К сожалению, отечественная экономика пока что является его заложницей, особенно учитывая высокую вероятность изменения цен на нефть на мировых рынках. [10,c.59]

Также немаловажную роль сыграли процессы глобализации и ускоренное развитие надстроечных наднациональных финансовых институтов. Эти факторы приводят к углублению циклического спада и сокращают экономический рост.

Необходима ориентация на положительный опыт антикризисного регулирования в развитых странах. Согласно результатам исследований, основными направлениями деятельности являются:

  • повышение эффективности международных экономических отношений;
  • ослабление налогов для представителей малого и среднего бизнеса;
  • целенаправленное изменение структуры производственной эффективности;
  • ограничение или полная ликвидация налоговых убежищ, также известных как оффшорные зоны или налоговый рай;
  • адресная помощь индивидуальным предпринимателям, а также коммерческим и некоммерческим организациям, которые осуществляют хозяйственные операции.[8,c.39]

Чтобы достичь желаемого результата, нужно включить в антикризисную политику инструменты мониторинга кризиса и анализа его природы. Такие меры помогут уменьшить негативные последствия и создать предпосылки для устойчивого развития.

Таким образом, чтобы российская экономика вышла из циклического кризиса, нужно трансформировать отраслевую структуру и повысить инновационную и технологическую емкость национального производственного потенциала. Такие меры в конечном итоге помогут предотвратить дальнейшее падение темпов социально-экономического развития при одновременном обеспечении долгосрочного роста.

Список литературы

1. Алиханов Максут. Кризис-2014: это было лишь начало. // Власть. 2015.

2. Бродский Б. Е. Информационная теория индивидуального выбора. М. Ситуационный центр ЦЭМИ РАН. 2014

3. Бродский Б. Е. Модели экономического обмена. Экономика и математические методы, 2014.

4. Вальман Л. Механизмы и последствия финансового кризиса в США. 2013www.polit.ru

5. Асланнд А. Гуриев С., Кушин С. Россия после глобального кризиса: Перевод с английского, М. 2011г. 

6. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса/ М.,2010г. 

7. Дробышевский С. М. Синельникова Е. В., Сорокина А. В., Трунин П. В., Худько Е. В. Международный опыт антикризисной политики/ - М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010г. -224с. - (Сер. «Экономическая политика: между кризисом и модернизацией»). 

8. Алексашенко С., Миронов В., Мирошниченко Д. Российский кризис и антикризисный пакет: цели, масштабы, эффективность// Вопросы экономики №2, 2011г. 

9. Гурков И. Б. Организационные условия реализации инновационных антикризисных стратегий// Экономическая политика и хозяйственная практика №4 (51) 2013г. 

10. Дынкин А. А., Юргсен И. Ю., Королев И. С., Энтов Р. М, Л. М. Григорьева «Мировой кризис угрозы для России»// Мировая экономика и международные отношения, 2012 №5, с 3-30 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516