Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Преобразования в арабских странах ССАГПЗ и некоторые их результаты в XXI

Региональная экономика | (79) УЭкС, 7/2015 Прочитано: 5522 раз
(9 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Шкваря Людмила Васильевна
  • Дата публикации:
    24.07.15
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Российский университет дружбы народов

Преобразования в арабских странах ССАГПЗ и некоторые их результаты в XXI веке

 

Шкваря Людмила Васильевна,

д.э.н., профессор,

Российский университет дружбы народов.

Аннотация

Бахрейн, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ) в последние десятилетия активно развиваются и вносят существенный вклад в глобальную динамику, стабилизируя ее. Автор рассматривает это как результат проводимых в последние 15-20 лет реформ. Эти реформы направлены на диверсификацию национальной экономики, производства и экспорта, а также географии внешней торговли. Экономические реформы стимулировали формирование основ инновационного сегмента экономики стран Залива. Однако, как показано в статье, в регионе сохраняется ряд проблем, решение которых, по мнению автора, возможно в рамках региональной экономической интеграции.

Ключевые слова: ССАГПЗ, экономическая интеграция, социально-экономическое развитие, инновационное развитие.

 

TRANSFORMATIONS IN THE ARAB COUNTRIES OF THE GCC AND SOME OF THEIR RESULTS IN THE XXI CENTURY

 

Shkvarya L. V.

doctor of Economics, Professor,

Russian Peoples’ friendship University.

Abstract

Bahrain, Oman, Qatar, Kuwait, Saudi Arabia and the UAE, included in the cooperation Council for the Arab States of the Gulf (GCC) in recent decades actively develop and contribute significantly to global dynamics, stabilizing it. The author sees this as the result of the last 15-20 years of reforms. These reforms aimed at diversifying the national economy, production and exports, as well as the geography of foreign trade. Economic reform has stimulated the formation of foundations for innovative segment of the economy of the Gulf. However, as shown in the article, in the region a number of challenges remain, the solution of which, in the opinion of the author, possibly in the framework of regional economic integration.

Keywords: GCC, economic integration, socio-economic development, innovation development.

В последние десятилетия все более заметную роль в системе мирового хозяйства играют развивающиеся страны. Это не только Китай, Бразилия, Индонезия, но и Бахрейн, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ).

Все государства региона ССАГПЗ по классификации ООН относятся к группе развивающихся стран.

На протяжении последних 50-100 лет, но в особенности с конца XX века, страны региона претерпевают сложную, в известном смысле беспрецедентную в истории (по темпам, масштабам, характеру) мировых цивилизаций, модернизацию. С одной стороны, она вызвана объективными внутренними процессами, с другой – изменениями общемирового масштаба – становлением индустриального, постиндустриального, инновационно-информационного общества, быстрым развитием гигантских по своим масштабам торгово-экономических и политических альянсов, союзов и группировок, в целом глобализацией хозяйственных, политических и иных процессов. Наряду с процессами глобализации, переход к элементам демократии и гражданского общества одновременно (но не одномоментно) с деэтатизацией экономики и либеральными хозяйственными реформами, составляет некий стержень той эпохи, которую переживает регион в последние полтора-два десятилетия.

Результатом этих процессов является не только рост основных макроэкономических показателей, прежде всего ВВП (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Динамика производства ВВП в странах Залива в 2003-2013 гг. в текущих ценах, млн. долл.

Источник: составлено по: United nations conference on trade and development, Statistics / http://unctadstat.unctad.org

 

На основе анализа статистических данных рис. 1 и 2 и табл. 1 можно отметить прежде всего существенную дифференциацию стран ССАГПЗ по показателю ВВП (что означает наличие государств, достигших значительных успехов в экономическом развитии, причем эти успехи вполне сопоставимы с показателями развития индустриально-развитых стран). В качестве факторов дифференциации можно выделить: внутренние (экономико-географическое положение, природно-климатические условия, демографическое положение), внешние (степень открытости страны и ее последствия) и НТР как глобальный фактор.

Экономический аспект дифференциации стран региона начал проявляться уже в середине 1960-х гг., когда стали очевидными заметные различия в условиях и темпах их экономического и социального развития.

 

 

Таблица 1

Динамика производства ВВП в странах Залива в 2003-2013 гг. %

 

 

 

 

Источник: составлено по: United nations conference on trade and development, Statistics / http://unctadstat.unctad.org

 

 

Рис. 2. Динамика производства ВВП в странах Залива в 2003-2013 гг. %

Источник: составлено по табл. 1.  

 

Анализ динамики ВВП стран региона обнаруживает, что процесс дифференциации сокращается, происходит конвергенция национальных экономик, их сближение.

Однако, не смотря на это, волатильность производства ВВП, как видно из рис. 2, сократилась, и в 2012-2013 гг., в отличие от предыдущих периодов, темпы роста ВВП каждой из стран Залива ненамного отличаются от среднего по региону показателя, который более чем в 1,5 раза выше среднемирового показателя. Также на рис. 2 видно негативное влияние глобального социально-экономического кризиса на национальные экономики стран региона.

В то же время действие закона неравномерности развития в условиях повышения роли нефтяного фактора дало мощный импульс развитию хозяйственных связей между арабскими странами и привело к образованию новых «центров силы»: Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта.

Модель развития арабских стран, прежде всего Персидского Залива, позволила им значительно повысить эффективность своего национального хозяйства за счет включенности в мировое хозяйство первоначально через экспорт нефти, а затем – через подключение к мировой финансовой системе (с помощью «нефтедолларов»).

Однако для решения основной проблемы регионального развития – ускорения темпов экономического роста – необходимо осуществление серьезных реформ для создания более благоприятного инвестиционного климата для региональных и иностранных инвесторов.

Доход на душу населения в странах САБВ более чем в 2 раза меньше среднемирового, однако примерно в 2 раза выше среднего по развивающимся государствам показателя. На рис. 3 виден устойчивый рост этого показателя, на который также негативно повлиял глобальный финансово-экономический кризис в 2008-2009 гг.

При этом, как видно из анализа представленных данных, он колеблется в пределах от 22 тыс. долл. в Омане и 24 тыс. в Бахрейне до 55 тыс. долл. – в Кувейте и 92,2 тыс. долл. в Катаре. Последние две цифры – самые высокие в  арабском мире в целом, а Катар занимает по данному показателю первое место в мире.

 

 

Рис. 3. Динамика ВВП на душу населения стран ССАГПЗ в 2003-2013 гг. в текущих ценах, долл.

Источник: составлено по: United nations conference on trade and development, Statistics / http://unctadstat.unctad.org

 

 

 

Рис. 4. Темпы роста ВВП на душу населения в странах ССАГПЗ в 2003-2013 гг., %

Источник: составлено по: United nations conference on trade and development, Statistics / http://unctadstat.unctad.org

 

Как видно из представленных темпах роста ВВП на душу населения.

В регионе сложились различные модели экономического развития, определяемые во многом тем, насколько на их становление оказывали влияние традиции и верования мусульманского общества. Каждая монархия, несмотря на превалирующую общность в рамках альянса, имеет существенную специфику. При их разноскоростном движении наиболее продвинутые рубежи в социально-экономическом и государственно-правовой сферах занимает Кувейт, приступивший раньше, чем его партнеры к ускоренному развитию. Возрастают темпы разноплановой модернизации ОАЭ, особенно эмирата Дубай. Роль религиозного фактора как системообразующего компонента сильнее всего проявляется в саудовском королевстве, что сдерживает поступательные процессы в достаточно широком общественно-политическом диапазоне. Экономическое отставание Омана во многом предопределяет замедленное разрушение его пле­менной инфраструктуры.

Для экономической структуры стран ССАГПЗ все еще характерна, хотя и в разной степени, многоукладность хозяйства, традиционные формы собственности и общественных институтов, неразвитость рыночной инфраструктуры. Наряду с современной крупной обрабатывающей индустрией широко распространено как в городе, так и в деревне мелкотоварное и ремесленное производство. Мелкий и средний бизнес присутствует и развивается, но не является реальным двигателем экономического роста.

политика арабских стран в области промышленности видоизменялась и усложнялась по мере роста промышленного потенциала и возникновения новых задач.

В первые 15-20 лет после завоевания независимости (на первом этапе) проводились в основном протекционистские мероприятия, характерные для периода становления национальной промышленности. Они включали: ограничение импорта потребительских товаров и поощрение ввоза средств производства, сырья и полуфабрикатов, установление высоких протекционистских пошлин на ряд предметов ввоза, применение импортных лицензий и квот, валютные ограничения и т.д. Развивалась система промышленного кредитования, промышленникам предоставлялись налоговые льготы, государственная помощь в области техники и приобретения сырья и оборудования. Мероприятия протекционистско-ограничительного характера ориентировались в основном на поддержку и поощрение частной хозяйственной инициативы. Но эта практика себя не оправдала.

Поэтому на втором этапе (1970-1980-е гг.) основные отрасли промышленности начали создаваться на базе государственных инвестиций, причем не только нефтяные, но и не-нефтяные отрасли. Поэтому государственный сектор имеется во всех арабских странах, но его удельный вес колеблется как по странам, так и по отраслям. В связи с возникновением и ростом госсектора в арабских странах начало развиваться планирование, хотя его цели, задачи и методы также различны в отдельных странах. Страны-экспортеры нефти национализировали нефтяную и нефтеперерабатывающую промышленность. В связи с увеличением валютных доходов и значительным увеличением государственных расходов на хозяйственнее строительство, а также социальные нужды, осуществляемые через правительственные организации, государственный сектор во все областях продолжал быстро расти. Рост государственного сектора сопровождался значительным расширением правительственного контроля над всей экономической деятельностью в рассматриваемых странах.

На современном этапе (1990-е гг.) имела место модернизация экономики, и в том числе промышленности, и увеличение частного сектора и его роли в промышленном производстве.

В 2000-е гг. страны Залива осуществляют инновационные преобразования в национальной экономике на базе как национальных, так и иностранных инвестиций.

Для большинства стран ССАГПЗ характерно активное участие государства в экономике (в т.ч. регулирование его взаимоотношений с бизнесом, расширение социальных программ) через систему государственного регулирования экономики и государственный сектор, что не отменяет рыночные механизмы. Во многих странах региона государственный сектор был сформирован еще до национально-освободительных революций (Египет, Ирак и др.). В Сирии до получения независимости в 1946 г. государственного сектора вообще не было. В 1970-е гг. за счет госсектора страны получили возможность резко увеличить ассигнования на цели экономического развития. Значительные диспропорции в объемах капиталовложений, наряду с другими факторами, обусловили разные темпы экономического развития в нефтяных и ненефтяных государствах. Наличие более благоприятных условий для земледелия, выгодное географическое положение и т.п. до сих пор не могут в полной мере компенсировать отсутствие топливно-энергетической базы, прежде всего нефти.

Расширениюи укреплению государственного сектора способствовали национализация крупной иностранной и местной частной собственности и создание новых государственных предприятий.Однако на сегодняшний деньактуальной является необходимость передать роль ведущей силы экономического развития от государственного к частному сектору. В этой связи современная правительственная политика большинства стран региона направлена на расширение частного сектора и совершенствование торгового законодательства с целью привлечения иностранных инвестиций. Перед государством в ССАГПЗ, как и во многих других регионах развивающегося мира, стоят прежде всего задачи структурной перестройки и формирование ключевых современных отраслей. Модернизируемый и финансово поддерживаемый государством малый бизнес может стать эффективным средством вовлечения в производство избыточных трудовых ресурсов.

Важнейшей особенностью хозяйственной эволюции стран региона является введение планового начала в развитие экономики. Идея «планированного развития» используется в качестве концепции подъема экономики этой группы государств и опирается на государственный сектор. Все арабские государства разрабатывают программы экономического развития, которые в той или иной степени преследуют цель поднять уровень производства, развить основные отрасли хозяйства и уменьшить его зависимость от внешних рынков. Анализ этих программ показывает, что при всех различиях в методах, содержании и сроках в них, как правило, ставятся задачи увеличить долю накопления и осуществить модернизацию и диверсификацию экономики, создать современную инфраструктуру, в том числе рыночную.

Интересно отметить, что в XXI веке, как показывает мировая практика, наиболее устойчиво и активно развиваются как раз страны с достаточно жестким плановым началом, чему ярчайшим примером остается Китай.

Рыночные же отношения стран Залива строятся на «догоняющей», или «имитационной», модели, на основе привлечения иностранного капитала, технологий и принципов предпринимательства, прежде всего из экономик Западных стран. Все это делается в целях повышения устойчивости национальной экономики региона и ее диверсификации.

Дело в том, что резкие колебания мировых цен на нефть, ведущие к нестабильности доходов, показали хрупкость нефтяной экономической модели и потребовали повышения уровня экономической устойчивости. Анализ правительственных экономических программ и планов развития национальных экономик стран ССАГПЗ показывает, что если в 1980-е и начале 1990-х гг. их интересы концентрировались на нефтяном секторе и инфраструктуре, то теперь практически все они ориентированы на диверсификацию источников бюджетных поступлений, т.е. стремятся наращивать удельный вес обрабатывающей промышленности в структуре ВВП.

Эти и другие проблемы сказываются на динамике экономического развития этой группы стран.

Некоторые государства – например, Бахрейн, ОАЭ – проведя ряд стабилизационных и структурных реформ, сумели сохранить наиболее устойчивые среднегодовые темпы роста (см. табл. 1).

Схожие экономические характеристики арабских стран Ближнего и Среднего востока и Северной Африки дают основания для формулирования следующих практических соображений и целесообразных мер по формированию их более рациональной экономической конструкции:

  •  Диверсификация источников бюджетных поступлений на основе расширения спектра индустриализации. Ближний резерв – нефтехимия.
  • Форсирование разработки твердых полезных ископаемых и создание на их базе новых промышленных отраслей.
  • Наращивание электроэнергетических и опреснительных мощностей, поскольку отсутствие мобильного резерва в этих сферах снижает темпы экономического развития.
  • Выработка цельной концепции приватизации с учетом обременительности содержания государством ряда крупных компаний.
  • Сокращение затрат на масштабные военные программы.
  • Пересмотр щедрых социальных программ, адресованных коренному населению.

Цели: привлечь в страны иностранный капитал; обеспечить население товарами широкого потребления; создать новые рабочие места; содействовать развитию вторичного и третичного секторов национальной экономики, т.е. ее диверсификация. Острую необходимость последней подтверждает анализ отраслевой структуры арабских экономик. При этом хотелось бы обратить особое внимание на необходимость обеспечения долгосрочной устойчивости экономического роста и социального развития стран региона.

Выделим наиболее значимые преобразования, осуществляемые в арабских странах в последнее десятилетие и некоторые их результаты.

1. Расширение сферы частного предпринимательства потребовало либерализации экономических отношений в национальных хозяйствах. Это нашло отражение и в рекомендациях и предложениях МВФ относительно возможного разграничения сфер деятельности государственного и частного секторов. В целом объективно усилилась необходимость перехода от преимущественно прямых к косвенным методам государственного регулирования экономики.

2. Развитие экономик в 1980-2000-е гг. характеризовалось структурными сдвигами в хозяйстве, обусловленными высокими темпами развития обрабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг в наиболее развитых странах региона. Наибольшие темпы роста деловой активности наблюдаются в сфере услуг, особенно в банковской, страховой и туристической деятельности, а также в розничной торговле. В результате структурных сдвигов в хозяйстве, экономики стран, в недавнем прошлом базировавшиеся исключительно на нефтегазовом секторе (свыше 60% от ВВП), стали основываться на не-нефтяных отраслях и сфере услуг, на долю которых в отдельных странах региона приходится до 70% в ВВП.

3. Один из важных факторов этих структурных изменений в хозяйстве – рост внутреннего потребительского спроса вследствие повышения доходов  и покупательной способности населения, т.е. рост объема внутриарабского регионального рынка.

4. Значительный импульс росту экономики стран региона и перестройке структуры хозяйства придали развитие свободных экономических зон и активизация притока иностранного предпринимательского и банковского капиталов.

5. Убедительным проявлением модернизации в странах Персидского Залива служит постепенное наступление секуляризации, сужение сферы шариатского регулирования. Традиционная мусульманская «шура» как консультативный институт имеет шансы на этапе модернизации превратиться в более представительный механизм власти. Сформированные в соответствии с совещательной традицией (принцип «шуры») консультативные советы осуществляют в основном конструктивную функцию даже с учетом их правовой и политической ограниченности.

6. Возникла необходимость передать роль ведущей силы экономического развития от государственного к частному сектору.

Экономическая политика большинства стран арабского мира все больше характеризуется целенаправленными усилиями по эффективному использованию относительных преимуществ в международном и региональном разделении труда. Она ориентирована на дальнейшее развитие хозяйственного и социального потенциала и форсированное развитие не-нефтяных (обрабатывающих) отраслей производства на основе эффективного использования доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов, привлечение иностранных инвестиций и технической помощи со стороны промышленно развитых стран, создание свободных экономических зон.

Также растет взаимная торговля стран Залива с Российской Федерацией, хотя этот процесс не является однонаправленным, устойчивым и однозначным, а скорее рассматривается нами как тенденция. [5] 

Однако несмотря на имеющиеся сдвиги в материально-технической базе производства и существенные изменения в макроэкономических показателях, несмотря на реформы, которые во многом преобразовали воспроизводственные механизмы арабского мира в 1960-1970 гг., арабскому сообществу не удалось преодолеть состояние отсталости, так как на пути реализации этих программ существует множество препятствий экономического, политического и социального характера, внутреннего и внешнего уровня.

1. Все еще слабый уровень индустриализации, невысокие качественные характеристики капитала, особенно человеческого, отсталость политических, социальных и экономических институтов и общая нестабильность в регионе не позволили большинству арабских стран адекватно приспособиться к ухудшению мирохозяйственной конъюнктуры. Результатом этого и стало резкое падение производительности труда и капитала в этих странах в 1990-е гг. Многие арабские страны хуже других государств развивающегося мира оказались подготовлены к информационно-инновационной революции. В процессе же региональной экономической интеграции создавались бы новые товарные потоки между странами, т. е. эффект «создания торговли». А «чистым результатом» новых товарных потоков в рамках РИГ является, как правило, рост производства и, следовательно, повышается эффективность производства в целом и в каждой стране, снижаются издержки производства и цены  на ряд товаров и услуг.

2.  Экспорт углеводородного топлива, выручка от которого может обеспечивать экономический и социальный подъем, излишне привязал экономику арабских стран к конъюнктуре мирового рынка. В этой связи в странах региона приобретает особую актуальность диверсификация производства. Это предполагает интенсификацию строительства современных промышленных предприятий, продукция которых должна соответствовать мировым стандартам, перейти от импортозамещения к экспортоориентированию (при формировании конкурентных преимуществ в ведущих экспортных отраслях), диверсификацию номенклатуры экспортных товаров и торговых партнеров и, в значительной степени, промышленную интеграцию.

3.  Арабские страны поставлены перед необходимостью достичь взаимодополнения хозяйственных структур, причем на новом качественном уровне. Это даст им возможность снизить конкуренцию между собой при осуществлении стратегии диверсификации экономики и включения в МЭ и МЭО. Важной задачей интеграционного процесса в регионе является также устранение дефицита некоторых видов природных ресурсов. 

4.  Односторонняя зависимость от мирового хозяйства стимулирует арабские страны согласованно выступать во внешнеэкономической сфере. Региональная экономическая интеграция, как правило, предоставляет такие возможности странам-партнерам; в результате взаимодействия в рамках интеграционного блока происходит усиление экономических позиций стран-членов интеграционных блоков в отношениях с третьими странами.

5.  В условиях нарастания в мировой экономике тенденций глобализации и регионализации, выявилась не только слабость недостаточно окрепших государственных структур ряда арабских стран (ОАЭ и др.), но и частных фирм и объединений. В правящих кругах все чаще возникает вопрос о привлечении в экономику иностранного капитала, несущего не только финансовые ресурсы, но и современные технологии и менеджмент. В этой связи развитие РИГ даст возможность странам избежать конкуренции на мировом рынке капиталов и добиться расширения инвестиционного рынка, не говоря уже о том, что «богатые» государства региона способны оказывать весьма существенную финансовую помощь своим «бедным» партнерам.

6.  Новый этап экономического развития требует и нового подхода к импорту рабочей силы. По мере строительства промышленных предприятий и модернизации сферы обслуживания, арабские страны постепенно повышают спрос, прежде всего, на квалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Решение этих проблем также необходимо координировать на основе общей политики.

7.  Арабские государства также выдвигают в качестве одного из мотивов региональной экономической интеграции внеэкономические факторы: обеспечение более надежной обороноспособности, престижность вступления в «элитный клуб» и т.д. Не отрицая важности значения политических факторов, вряд ли можно отводить им решающую роль в процессе МЭИ.

8.  Важными задачами интеграционного процесса являются также и совместное регулирование рынка рабочей силы.

Как показал анализ экономического положения и развития арабских стран на современном этапе, все они имеют объективную необходимость дальнейших структурных изменениях экономики и диверсификации национальных хозяйств с целью уменьшения зависимости внутристрановой конъюнктуры от добывающих отраслей и колебаний мировых цен на их продукцию и в результате – уменьшение уязвимости от мировой экономики. Главная задача этих преобразований – повышение эффективности национальной экономики, а это возможно, как показывает мировая практика, только вследствие создания рыночной экономики и последующего активного межстранового сотрудничества в рамках РИГ. Веди и страны Западной Европы в послевоенный период искали возможностей повышения национальной экономической эффективности в интеграционном сотрудничестве.

Налицо этапизация экономической политики арабских стран, ее дифференциация по субрегионам, ее изменения по мере социально-экономической эволюции общества. Экономическая политика отражает новые процессы, а именно поиски выхода из тех трудностей и противоречий, с которыми они столкнулись в рамках мирового хозяйства и которые они во все более растущей мере стремятся разрешить на путях регионального сотрудничества.

Близость задач и проблем социально-экономического развития арабских стран дают основания для формулирования следующих практических соображений и целесообразных мер по формированию их более рациональной экономической конструкции:

– диверсификация источников бюджетных поступлений на основе расширения спектра индустриализации. Ближний резерв – нефтехимия.

– форсирование разработки твердых полезных ископаемых и создание на их базе новых промышленных отраслей.

– наращивание электроэнергетических и опреснительных мощностей, поскольку отсутствие мобильного резерва в этих сферах снижает темпы экономического развития.

– выработка цельной концепции приватизации с учетом обременительности содержания государством ряда крупных компаний.

– сокращение затрат на масштабные военные программы.

– пересмотр щедрых социальных программ, адресованных коренному населению.

Результатами реализации этих мер в странах региона должны стать:

– привлечение в страны иностранного капитала;

– содействие развитию обрабатывающей промышленности и сферы услуг, прежде всего туризма;

– обеспечение населения товарами широкого потребления, особенно продовольствием, в том числе национального производства;

– создание новых рабочих мест.

Одним из средств достижения указанных целей является международная экономическая интеграция в регионе, и на сегодняшний день этот факт признается всеми арабскими странами. Национальными государствами осмысливаются идеи и концепции развития региональной экономической интеграции как единственной возможности дальнейшего социально-экономического прогресса и усиления позиций региона в мире, а важнейшей основой и особенностью экономической политики арабских стран является переплетение интеграционной и модернизационной составляющей. Модернизация и региональная экономическая интеграция, на наш взгляд, представляются разноуровневым продуктом единого поступа­тельного процесса. Оба явления взаимосвязаны при том по­нимании, что углубляющаяся модернизация выводит страны на продвинутые рубежи интеграционного сотрудничества, где начинают действовать глобальные тенденции. В то же время макропроцессы могут выступать катализаторами инноваций внутри государств, подвигая их к формирующимся интеграционным взаимосвязям. Более того, модернизация национальных экономик в арабском мире, на наш взгляд, более всего возможна именно в рамках и на основе интеграционного сотрудничества. Только в этом случае, опираясь на взаимное сотрудничество, страны САБВ смогли бы в наибольшей степени реализовать свои относительные преимущества (абсолютные преимущества – сырьевая направленность региона – ими реализованы самостоятельно, что привело их в значительной степени к конкуренции на мировых рынках и даже некоторому противостоянию).

Все это обусловливает объективную необходимость развития интеграционных процессов в регионе.

Однако реализация подобных задач требует времени и доброй воли, разработки и реализации соответствующей экономической политики странами региона. При этом они неизбежно столкнутся с определенными трудностями, связанными с переориентацией внешнеэкономических связей друг на друга Они также осознают необходимость подстраиваться к сложностям региональной экономической интеграции и глобализации мировой экономики, что не будет безболезненным.

В этой связи, на наш взгляд, для усиления позитивных моментов и нейтрализации или устранения негативных объективно возникают два пути, и, соответственно, две модели экономической политики:

1. Создание и развитие совместных предприятий, которые позволяют обойти барьеры как экономического, так и политического характера и способствовать развитию новых рынков;

2. Разработка и реализация межгосударственных согласованных мер по целенаправленному формированию регионального рыночного (экономического, правового, информационного, психологического, политического) пространства.

Сочетание этих двух направлений и обеспечивает переход к более высокой, эффективной и перспективной  ступени мирохозяйственных отношений – региональной экономической интеграции.

Таким образом, в основе международной экономической интеграции арабских стран лежит сложный комплекс причин и целей, связанных как с необходимостью изменений и развития производительных сил стран региона и ограниченностью возможностей самостоятельного развития, так и сдвигами в системе мирового хозяйства. Страны региона осознанно приходят к выбору этой формы международного регионального сотрудничества и взаимодействия на основе имеющегося экономического потенциала и принимаемых межправительственных соглашений. На протяжении 1990-х гг. они приступили к разработке программ такого взаимодействия и к преобразованиям своих экономик на основе концепций развития региональной экономической интеграции.

Особенностью концепций региональной экономической интеграции арабских стран, на наш взгляд, является то, что они в основном носят характер именно документов стратегий, поскольку в них рассмотрение конкретных аспектов развития, как правило, отделено от фазы практической реализации, за исключением отдельных объектов. Отсутствует и должная увязка деятельности национальных механизмов реализации стратегий развития, с одной стороны, и региональных и международных органов – с другой. На международном и региональном уровне сформировался достаточно сложный механизм, включающий несколько десятков различных органов, занятых разработкой и реализацией как национальных, так и региональных программ. Однако при существующих условиях этот механизм вряд ли может функционировать достаточно скоординировано и эффективно.

Действительно, разработка даже наиболее реалистической стратегии сама по себе – при всей важности этого условия – не может гарантировать ее успешное воплощение в жизнь, поскольку, с одной стороны, необходим эффективный механизм ее реализации, а с другой – соответствующие материальные и социальные, внутренние и внешне условия. Дело еще больше осложняется, когда теоретические взгляды и концепции МЭИ в регионе, положенные в основу документов стратегий и разработанных на этой базе практических рекомендаций, неадекватно отражают реальные закономерности, условия и противоречия развития.

Следует подчеркнуть, что до настоящего времени разработка региональных концепций интеграционного развития характеризуется недостатком преемственности, частыми пересмотрами направлений, связанных с неудачами в реализации плановых наметок и многочисленными изменениями во внутри- и внешнеэкономической обстановке.

Для них характерна и многовариантность, глубинную основу которой формирует вероятностный характер социально-экономического развития, связанный со сложным и многоплановым взаимодействием самых разных его условий и факторов.

На наш взгляд, концепции (стратегии) развития МЭИ в регионе должен быть, во-первых, присущ в целом компромиссный характер, максимально учитывающий экономические интересы сторон, и, во-вторых – комплексный подход к проблемам и станового, и регионального развития. Это, в частности, означает недопустимость абсолютизации отдельных сторон (например, экономического финансирования за счет внешних ресурсов, или ориентации национальных экономик  преимущественно на внешние рынки); тесную увязку экономических требований с предпосылками, в том числе социальными, и условиями их осуществления во всех интегрирующихся странах и т.д.

Анализ этого взаимодействия позволяет ряду исследователей определить хотя бы основные черты концепции региональной экономической интеграции арабских стран, т.е. теоретического (и прагматического) подхода к решению актуальных задач национального развития.

1.  Необходимость укрепления политического единства и создания взаимоувязанных отраслей национальных хозяйств. При этом основополагающими являются совместные внутри- и внешнеэкономические интересы, а также общие опасности (например, угроза внешней агрессии);

2.  Необходимость постоянной модернизации национальной экономики, перехода от традиционного к современному производству, использования доходов от экспорта сырья (особенно нефти) для закупок современных машин и технологий государствами региона. Для этого использовать инвестиции частных предприятий и государства и государственные планы развития. Поощрять импорт иностранной рабочей силы.

3.  Содействовать созданию сети государственных, частных (в том числе, исламских) и иностранных банков в целях финансирования национального и зарубежного строительства, а также в целях продвижения национальных интересов за национальные границы.

4.  Оказать помощь национальному предпринимательству в создании рекреационных объектов для иностранных туристов, повысить качество услуг до мировых стандартов и обеспечить национальному государству дополнительные источники получения иностранной валюты.

5.  Повысить культурно-образовательный и информационно-технический уровень населения.

Объективно тенденция к экономической интеграции связана с эволюцией производительных сил в арабском мире, с модернизацией технической и технологической базы производственной сферы, с формированием собственных национальных кадров, адекватно соответствующих запросам нынешнего этапа НТР. Создание совместными усилиями единой для всего региона экономической структуры дало бы возможность также наиболее эффективно использовать богатейшие природные ресурсы арабского мира.

Что же касается стадии практического воплощения в жизнь установок концепции (стратегии)  интеграционного развития, то здесь, прежде всего, следует отметить, что, хотя стратегия теснейшим образом связана с экономической политикой государств-участников интеграционных блоков, вместе с тем между ними нельзя ставить знак полного равенства. Стратегия интеграционного развития является счастью экономической политики государств, ее концептуальной основой, определяющей ее сущность и главные компоненты. В то же время экономическая политика на стадии реализации установок стратегии конкретизирует положения последней, включая в себя многообразны формы и методы их практического применения. При этом стратегия не может и не должна охватывать все конкретные условия и обстоятельства развития и потому сосредоточивает внимание на главных, решающих проблемах. Поэтому к сфере практической экономической политики государств относится учет всех этих многообразных конкретных условий и факторов реализации программ стратегии и в зависимости от них выбор ее форм, методов и средств, соответствующих наличным и изменяющимся условиям. В этом смысле реализация стратегий, поскольку она складывается из определенных этапов, вбирает в себя решение ряда текущих задач в рамках намеченных общих направлений и конкретных проблем развития. При этом первостепенное значение приобретают, во-первых, вопрос о том, чтобы конкретные планы интеграционного развития при прочих равных условиях адекватно отражали установки стратегии, и, во-вторых, вопрос об эффективном механизме реализации установок стратегии с помощью этих планов. Достижение данных целей в странах арабского мира представляет большую трудность вследствие определенной незрелости их материальных, социальных и идеологических условий и форм роста.

Для арабских стран есть и еще одна проблема: большая или меньшая необходимость соответствия исламской экономической доктрине.

Эти проблемы и необходимость их решения подталкивает арабские страны к активизации поиска собственных путей эволюции, способных вывести регион на уровень стабильного развития.

Очевидно, что решение этих задач требует длительного времени. С другой стороны, углубление интеграционных процессов арабских стран отвечает двум основным тенденциям развития мировой экономики – глобализации и регионализации, в рамках которых унификация экономических механизмов внутри региональных сообществ, выработка единых подходов по региональным и мировым проблемам облегчают как включение государств региона в модернизируемую глобальную систему, так и отстаивание их коллективных интересов.

Для всего этого нужны как многосторонние рамки, так и двусторонние соглашения, способные учесть в максимальной степени нередко противоположные запросы и возможности стран региона. В то же время, по оценкам World  Bank  Group, достаточно крупный размер региона, соседство с ЕС, рынки которого отличает высокодоходность, а также имеющийся промышленный потенциал и низкие цены (из-за низкой стоимости рабочей силы) позволяют оптимистично оценивать будущее экономической интеграции в регионе, тем более что организационные ее формы активно развиваются и совершенствуются в арабском мире.

 

Литература

 

1.   GCC Trade and Investment Flows / A report by The Economist Intelligence Unit. 2014. – 34 р.

2.    The Business environment in Gulf Co-operation Council countries / A report by The Economist Intelligence Unit. 2014. – 23 р.

3.   Нежельская А.В. Внешнеторговые связи стран Персидского залива: современные тенденции и возможности / Междисциплинарные исследования Арабского Востока: Ежегодник НОЦ исследований Арабского Востока РУДН. – М.: РУДН, 2013.

4.   Шкваря Л.В., Нежельская А.В. Влияние участия в ВТО на объем и динамику внешней торговли стран Персидского залива. / Азия : Россия в АТР. Ежегодник – 2014. – М.: РУДН, 2014.

5.   Шкваря Л.В., Русакович В.И. Взаимная торговля России и ОАЭ: необходимость и возможность развития. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – № 3. – 2015. /  http://www.uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/3412-2015-03-24-12-27-40

6.   Восток / Запад: региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Под ред. А.Д.Воскресенского. – М.: МГИМО (университет); «Российская  политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.

7.   United nations conference on trade and development, Statistics / http://unctadstat.unctad.org

8.   Русакович В.И. Страны Залива и роль топливной составляющей в экспорте / Междисциплинарные исследования Арабского Востока: Ежегодник Научно-образовательного центра исследований Арабского Востока РУДН – 2014. – М.: РУДН, 2014.

 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516