Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Пути повышения эффективности взаимодействия компании с заинтересованными сторонами при реализации инвестиционно-промышленных проектов.

Инновации.Инвестиции | (72) УЭкС, 12/2014 Прочитано: 13971 раз
(1184 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Стрижов С.А., Кудинкин С.И.
  • Дата публикации:
    19.12.14
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
    ОАО «Полиметалл УК»

Пути повышения эффективности взаимодействия компании с заинтересованными сторонами при реализации инвестиционно-промышленных проектов.

 

Ways to improve the efficiency of interaction of companies with stakeholders in the implementation of investment and industrial projects.

 

Стрижов С.А.

доктор экономических наук,

профессор, заведующий кафедрой

инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе

Института бизнеса и делового администрирования

Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации.

E-mail: sastrijov08@rambler.ru

Кудинкин С.И.   

магистр государственного и муниципального управления,

директор по взаимодействию с государственными структурами
Polymetal International Pls  

ОАО «Полиметалл УК» .

E-mail: S.Kudinkin@polymetal.ru

Stanislav A. STRIJOV,

The Russian presidential academy of national economy

and public administration, Moscow, Russian Federation

 sastrijov08@rambler.ru

Sergei I. KUDINKIN,

Polymetal International,

St-Petersburg, Russian Federation

S.Kudinkin@polymetal.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме выстраивания системы взаимодействия компании с заинтересованными сторонами при реализации инвестиционно-промышленных проектов. Цель работы сформулировать предложения по разработке и внедрению «дорожной карты» взаимодействия компании с заинтересованными сторонами при реализации инвестиционно-промышленных проектов.  

Abstract

The article is devoted to the problem of building a system of interaction of the company with stakeholders when implementing investment and industrial projects. The objective was to formulate proposals for the development and implementation of the "road map" of the company's interaction with stakeholders during the implementation of investment and industrial projects.

Ключевые слова: инвестиционно-промышленный проект; взаимодействие органов власти и бизнеса; заинтересованные стороны (стейкхолдеры); «дорожная карта»; административные барьеры.

Keywords: investment-industrial project; the interaction of government and business; interested parties (stakeholders); «roadmap»; administrative barriers.

В настоящее время существующая в России нормативная база согласования инвестиционно-промышленных проектов (это строительство промышленных зданий и сооружений, ведение горных работ, освоение нефтегазовых месторождений и многие другие) представляет собой множество документов, как правило, не имеющих между собой четких взаимосвязей, привязки к конкретным проектам (например, в сфере строительства и обустройства месторождений). Однако, вне зависимости от четкого понимания и прозрачности всей системы, бизнес в целом и конкретная компания в частности обязаны соблюдать все требования и процедуры, которые необходимо осуществить для того, чтобы каждый инвестиционно-промышленный проект был легитимен. Все это необходимо для того, чтобы без задержек получать разрешения на строительство, вовремя выходить на строительную и производственную площадки, своевременно вводить промышленные объекты в эксплуатацию.

Для достижения этого компании необходимо вести активную работу в двух направлениях: по преодолению административных барьеров и их устранению [4].

К преодолению административных барьеров относится работа по взаимодействию с государственными структурами в рамках интересов, затрагивающих различные инвестиционные и производственные проекты компании, т.е. организация процессов получения различных разрешений и одобрений с учетом существующих административных барьеров. Чтобы построить опасный производственный объект (гидрометаллургический комбинат, горнодобывающее предприятие, морскую стационарную нефтегазодобывающую платформу, завод по сжижению газа и т.д.), нужно от 200 до 300 различных документов, в т.ч. разрешительных [2]. Эффективное преодоление административных барьеров – это создание таких механизмов работы в существующей системе государственного регулирования, которые позволяют достигать поставленных целей с учетом минимизации издержек компании (сроки, деньги и т.д.). Наиболее эффективным способом адаптироваться к существующей среде является создание и внедрение в компании такого инструмента, как «дорожная карта» взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) при реализации инвестиционно-промышленных проектов, отражающая и учитывающая всю специфику существующей в России разрешительной системы, с обязательной привязкой к отраслевой специфике бизнеса компании и конкретных промышленных проектов, планируемых к реализации.

В процессе создания и внедрения «дорожной карты» необходимо:

  •  идентифицировать типы и виды промышленных объектов, которые предполагается создавать в рамках инвестиционно-промышленных проектов;
  •  систематизировать законодательство в сфере согласования отобранных проектов (в зависимости от отраслевой специфики конкретного бизнеса) с заинтересованными сторонами (в основном с органами власти различного уровня);
  •  идентифицировать конкретные требования к определенному инвестиционному проекту в части разрешительных и согласовательных процедур, исходно-разрешительных документов, проектной документации и т.д., устранив все лишние требования, которые не относятся к отраслевой специфике, к типам и видам объектов, которые создаются в рамках существующих и перспективных проектов.

Существует несколько основных стадий организации взаимодействия с ключевыми заинтересованными сторонами при реализации инвестиционно-промышленных проектов:

Первая – предпроектная, характеризуется преимущественновзаимодействием с заинтересованными сторонами на начальных этапах инвестиционного проекта и при обосновании его реализации.

Вторая – проектная, обусловлена взаимодействием с заинтересованными сторонами на этапах проектных проработок.

На третьей стадии – строительства и ввода в эксплуатацию, осуществляется взаимодействие с заинтересованными сторонами в ходе строительства и ввода промышленных объектов в эксплуатацию.

Взаимодействие на предпроектной стадии охватывает широкий круг заинтересованных сторон: органы местного самоуправления муниципальных образований; федеральные и региональные органы исполнительной власти; проектные и иные организации; местное сообщество; СМИ; компании - потенциальные поставщики (рис. 1).

Взаимодействие с перечисленными группами заинтересованных сторон обусловлено необходимостью разработки и согласования на данной стадии определенных документов и реализации ряда обязательных мероприятий, установленных действующим законодательством, в т.ч.:

 Рис. 1

 26

  •  разработки и согласования основных проектных решений внутри самой компании, реализующей инвестиционно-промышленный проект;
  •  разработки предпроектной документации;
  •  декларирования о намерениях инвестирования в строительство промышленного объекта;
  •  взаимодействия с администрацией субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления муниципального образования;
  •  проведения необходимых инженерных изысканий;
  •  получения различных технических условий на присоединение к дорогам общего пользования, газовым и электрическим сетям и т.д. (если такие подключения планируются для функционирования объекта);
  •  утверждения основных проектных решений и т.д.

Основные этапы взаимодействия на предпроектной стадии и их последовательность показаны на схеме 1:

Схема 1

27

Процесс выработки и согласования основных проектных решений, включающий в себя разработку предпроектной документации, необходим для формирования декларации о намерении инвестирования в строительство, которая служит основанием для получения инвесторами:

  •  решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления муниципального образования о возможности реализации намечаемой деятельности на соответствующей территории;
  •  предварительных технических условий на подключение объекта строительства к инженерным сетям и коммуникациям;
  •  принятия совместного с администрацией субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления решения о целесообразности реализации конкретного проекта.

Только при условии принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления муниципального образования такого решения инвестор инициирует дальнейшие шаги, а именно: проведение общественных слушаний; выбор и оформление земельного участка для строительства; утверждение и регистрация градостроительного плана земельного участка.

Процесс проведения общественных слушаний является важным и продолжительным этапом предпроектной стадии с точки зрения количества вовлекаемых заинтересованных сторон и включает в себя организацию целого ряда мероприятий. К таковым относятся подготовка материалов общественных слушаний; извещение руководства администрации субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления муниципального образования о намерении провести общественные слушания; размещение материалов общественных слушаний в открытом доступе (посредством взаимодействия со СМИ: газеты, интернет, радио, телевидение и т.д.); объявление через средства массовой информации о месте доступности материалов общественных слушаний по вопросу реализации инвестиционно-промышленного проекта; сбор предложений и мнений общественности, а также их обработка и т.д. Оформленный протокол общественных слушаний служит одним из оснований для выбора и оформления земельного участка для строительства либо предварительного согласования места размещения объекта.

Сам процесс выбора и оформления земельного участка для строительства довольно продолжительный и может занимать от одного до десяти месяцев, несмотря на то, что в нем, как правило, задействовано только

две заинтересованные стороны – инвестор и администрация субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления муниципального образования. Итогом данного процесса становится получение инвестором кадастрового паспорта земельного участка с целью перевода, при необходимости, земель из категории нецелевого использования в категорию земель промышленности либо предоставления земельного участка для строительства промышленного объекта. После предоставления в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо предоставления земельного участка для строительства инвестор вправе приступить к проведению инженерных изысканий и получению технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.    

Взаимодействие с заинтересованными сторонами на проектной стадии охватывает несколько их групп: органы местного самоуправления муниципального образования; федеральные и региональные органы исполнительной власти; проектные, изыскательские и иные подрядные организации (рис.2).

 Рис. 2

28

Взаимодействие с перечисленными группами обусловлено необходимостью реализации на данной стадии ряда основных мероприятий, установленных действующим законодательством Российской Федерации:

  •  разработки проектной документации для строительства;
  •  получения большого количества исходно-разрешительных документов;
  •  согласования различных частей проектной документации с профильными государственными органами, как федерального, так и регионального уровней;
  •  проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  •  утверждения проектной документации инвестором;
  •  получения разрешения на строительство промышленного объекта.

    Основные этапы взаимодействия на предпроектной стадии и их последовательность показаны на схеме 2:

Схема 2

29

Подготовка проектной документации на строительство промышленных объектов осуществляется специализированной организацией, имеющей соответствующие допуски саморегулируемых организаций на этот вид деятельности, на основании: задания инвестора на проектирование; результатов проведенных инженерных изысканий; полученного ранее градостроительного плана земельного участка; технических условий присоединения к имеющимся сетям инженерно-технического обеспечения (если такие подключения планируются для функционирования промышленного объекта); различных исходно-разрешительных документов, выданных органами федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления муниципальных образований.

После получения положительного заключения государственной экспертизы инвестор утверждает проектную документацию, которая служит основанием для подготовки рабочей документации и получения разрешения на строительство промышленного объекта. В свою очередь, полученное в установленном порядке разрешение на строительство служит основанием для перехода к стадии строительства и ввода промышленного объекта в эксплуатацию.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами на стадии строительства и ввода промышленного объекта в эксплуатацию охватывает довольно большой круг заинтересованных сторон: контрольно-надзорные органы федерального и регионального уровней; региональные органы исполнительной власти; строительные подрядные организации; компании-поставщики оборудования и стройматериалов (рис.3).                                                                   

Рис. 3

30

Взаимодействие с перечисленными группами заинтересованных сторон обусловлено необходимостью своевременного и качественного строительства промышленного объекта в рамках установленных сроков и бюджета инвестора, а также реализацией ряда обязательных мероприятий, установленных действующим российским законодательством, в т.ч.:

  •  проведения государственного строительного надзора;
  •  получения заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и утвержденной проектной документации, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
  •  регистрации объекта в реестре опасных производственных объектов, а также постановки его на государственный кадастр недвижимости; регистрации прав на недвижимое имущество и т.д.

Основные этапы взаимодействия на стадии строительства и ввода в эксплуатацию и их последовательность показаны на схеме 3:

Схема 3

31

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе [1].

Предметом государственного строительного надзора является проверка:

  •  соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов и проектной документации;
  •  наличия разрешения на строительство;
  •  выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех опасных производственных объектов. Результатом итоговой проверки является заключение о соответствии построенного промышленного объекта требованиям технических регламентов, а также утвержденной проектной документации. Данное заключение является ключевым документом, необходимым для ввода построенного объекта в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционно-промышленного проекта.

Нехватка какого-либо документа может отбросить инвестиционный проект назад, срок его реализации увеличивается, пропорционально возрастают финансовые затраты. Например, государственная экспертиза проекта – один из самых важных и ключевых этапов – может занять около 70 дней, а может и 250. Каждые 120 дней задержки с вводом в эксплуатацию, например, месторождения драгоценных металлов – это потеря миллионов долларов как для инвестора, так и для государства, что отражено на диаграмме 1.

  Диаграмма 1.

32

Более существенные задержки, которые встречаются довольно часто, обходятся заинтересованным сторонам уже в десятки миллионов долларов,что влечет за собой проблемы с рабочими местами в регионах, сокращение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, срыв реализации государственных программ по развитию регионов и т.д.

Предлагаемая «дорожная карта» должна представлять из себя генеральные планы с четкой последовательностью взаимосвязанных действий и мероприятий по взаимодействию с заинтересованными сторонами, а также перечни различных разрешительных, экспертных и иных документов, необходимых на различных этапах реализации инвестиционных проектов, с учетом специфики промышленных объектов и применяемых к ним действующих на определенный момент времени норм российского законодательства.

Каждый генеральный план взаимодействия должен быть основан на конкретных исходно-разрешительных документах, разрешениях, необходимых экспертных заключениях, лицензиях, лимитах и нормативных актах. В генеральном плане взаимодействия с заинтересованными сторонами должны быть конкретно определены: стороны, ответственные за выполнение работ по получению согласований и выполнению их условий; последовательность получения согласований и выполнения их условий; фактические исполнители; сроки получения согласований; меры, способствующие оптимизации распределения должностных обязанностей и ответственности.

  Создание описанной «дорожной карты», включающей в себя генеральные планы в части взаимодействия с заинтересованными сторонами от стадии инвестиционного замысла до ввода построенных промышленных объектов в эксплуатацию, позволит решить инвестору следующие главные задачи:

  •  определить четкий и последовательный механизм взаимодействия с органами государственной власти различного уровня в рамках существующего законодательства применительно к конкретным инвестиционно-промышленным проектам;
  •  исключить получение избыточных исходно-разрешительных документов и согласований, не применимых в соответствии с действующим российским законодательством к конкретным видам промышленных объектов, создаваемых в рамках инвестиционно-промышленных проектов;
  •  обеспечить прозрачность всех процедур работы с государственными структурами различного уровня на всех этапах реализации инвестиционно-промышленных проектов;
  •  обеспечить прозрачность взаимодействия с негосударственными структурами на всех этапах реализации проектов;
  •  обеспечить на стадии инвестиционного замысла понимание всего процесса реализации конкретных проектов до ввода производственных объектов в эксплуатацию.

Как результат, за счет системного подхода к взаимодействию с заинтересованными сторонами инвестор решает указанные задачи и повышает эффективность управления любым инвестиционно-промышленным проектом, при этом:

  •  существенно снижаются риски задержки реализации инвестиционно-промышленных проектов из-за согласовательных и разрешительных процедур;
  •  снижаются риски, связанные с увеличением финансовых затрат за счет получения избыточных исходно-разрешительных документов, разрешений и согласований.

 Библиографический список

  1.  Федеральный закон от 29.12.2004 г. №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», статья 54.
  2.  Административная разрешительная система в Российской Федерации: актуальные теоретические и практические вопросы функционирования / А. Ноздрачев. М.: Законодательство и экономика, 2014.
  3.  Глаголев С.Н., Моисеев В.В. Бизнес и власть: актуальные проблемы взаимодействия. М.: Директ-Медиа, 2014.
  4. Шохин А.Н. Бизнес и власть в России: Теория и практика взаимодействия / Монография / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

 Bibliography

  1.       Federal law dated 29.12.2004, No. 190-FZ "Town-planning code of the Russian Federation", article 54.
  2.       Administrative licensing system in the Russian Federation: current theoretical and practical issues of functioning / A. Nozdrachev. M: Law and Economics, 2014.
  3.       Glagolev S. N., Moiseev V.V. «Business and government: actual problems of interaction». M: Direct Media, 2014.
  4.      Shokhin A.N. Business and government in Russia: Theory and practice of interaction / Monograph / national research University "Higher school of Economics". M.: Izd. the house of the Higher school of Economics, 2011.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017

 

№ регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.   ISSN: 1999-4516

Федеральная Служба по надзору в сфере связи  и массовых коммуникаций