Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Особенности и проблемы взимания таможенных и иных платежей таможенными органами России на современном этапе евразийской интеграции

Макроэкономика | (65) УЭкС, 5/2014 Прочитано: 27396 раз
(5 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Оразалиев Артур Абдулхамидович, Котенев Александр Дмитриевич
  • Дата публикации:
    14.05.14
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Северо-Кавказский федеральный университет
    Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

PECULIARITIES AND PROBLEMS OF COLLECTION OF CUSTOMS AND OTHER PAYMENTS BY THE CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE OF EURASIAN INTEGRATION

Оразалиев Артур Абдулхамидович

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры товароведения и таможенного дела

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

artur_oraz@mail.ru

Котенев Александр Дмитриевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин,

 Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г.Ставрополь

kot_sasha81@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу действующего порядка взимания и распределения платежей, взимаемых таможенными органами России. В работе описаны основные особенности администрирования таможенных и иных платежей таможенными органами России с использованием единого счета, осуществлена группировка таких платежей. Также уделено внимание некоторым проблемам указанного порядка, связанным с особенностями современного этапа евразийской интеграции.

Abstract

The article is devoted to analysis of the existing procedure of collection and distribution of payments charged by the customs authorities of Russia. The paper describes the main features of the administration of customs and other payments by the Russian customs authorities using a single account, made grouping of such payments. In addition, attention is paid to certain problems of the specified order, associated with the peculiarities of the current stage of Eurasian integration.

Ключевые слова

Таможенный союз ЕврАзЭС, таможенное регулирование, таможенные платежи, взимание платежей таможенными органами.

Keywords

Customs Union of the Eurasian Economic Community, customs regulations, customs payments, the imposition of payments by customs authorities.

Введение

Одной из наиболее сложных проблем, которые стояли наначальном этапе создания Таможенного союза ЕврАзЭС (далее - ТС), считается проблема согласования порядка администрирования платежей, взымаемых при пересечении товаров через таможенную границу.Основная сложность состояла в необходимости учета интересов всех стран ТС(порой даже противоположных) и выработке адекватного этим интересам механизма.

В результате многолетней работы был создан механизм администрирования таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами ТС, и, как показывает уже более чем трехлетняя практика функционирования ТС, он является жизнеспособным. Однако в преддверии предстоящего расширения ТС и перехода к следующей ступени интеграции – единому экономическому пространству - повышается актуальность научного анализа его адаптивных возможностей и соответствия современному этапу развития ТС.

Также необходимо отметить, что несмотря на большое внимание научного сообщества к различным аспектам фискальной деятельности таможенных органов, к сожалению, платежи, не включенные таможенным законодательством ТС в число таможенных платежей, в работах практически игнорируются.Такой подход представляется не совсем правильным, так как каждый из видов платежей играет свою важную и особенную роль в деле регулирования внешней торговли.

Состав платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

Мировая практика показывает, что в таможенных союзах распределение платежей, взымаемых при перемещении товаров через их таможенные границы, осуществляется в соответствии с механизмом, который разрабатывается при создании этих союзов. Как правило, такие механизмы закрепляются в международных договорах и впоследствии нередко пересматриваются по причине их несовершенства и (или) под воздействием различных внутренних и внешних факторов.

Механизм взимания и распределения платежей, предусмотренных таможенным законодательствомТС, получил юридическое закрепление в следующихосновных нормативно-правовых актах ТС:

  1.  Таможенном кодексе ТС [1] (далее - ТК ТС);
  2.  Соглашении об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин[4] (далее - Соглашение от 25.05.2010 г.);
  3.  Соглашении о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам [5];
  4.  Соглашении о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти [3];
  5.  Соглашении о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском [2].

Кроме таможенного законодательства ТС, вопросы взимания и распределения платежей регулируются и законодательством государств - членовТС. Так, администрирование российскими таможенными органами платежей осуществляется на основе положений налогового, бюджетного и таможенного законодательства России.

Основу платежей, предусмотренных таможенным законодательством ТС,составляют таможенные платежи, к которым согласно ст.70 ТК ТС относятся: ввозная таможенная пошлина;вывозная таможенная пошлина;налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;таможенные сборы [1].

Также в качестве особыхформ уплаты таможенных платежей следует рассматривать платежи, уплачиваемые физическими лицами в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров для личного пользования в виде совокупного таможенного платежа и по единым ставкам таможенных пошлин, налогов. Хотя в ТК ТС на это прямого указания нет, однако оно имеется в других актах таможенного законодательства ТС. Так, в Соглашении о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, третий раздел называется «Таможенные платежи» и посвящен вопросам исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования [2].

Кроме таможенных платежей, российские таможенные органы администрируют и другие платежи, связанные с перемещением товаров через границу, в частности: проценты за отсрочку и рассрочку уплаты платежей;пени; штрафы; специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины;авансовые платежи; утилизационный сбор за ввозимые в Россию транспортные средства; платежи в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов и др.

Следует отметить, что включение тех или иных платежей в состав таможенных платежей является во многом условным и определяется в значительной степени особенностями действующей системы таможенного регулирования. Так, в Европейском союзе в состав таможенных платежей были включены антидемпинговые и компенсационные пошлины; в недавнем прошлом в России в состав таможенных платежей входили плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах [11].Различным был состав таможенных платежей государств ТС до вступления в ТС [8, 9, 10] (рисунок 1).

Таким образом, таможенным законодательством предусмотрены платежи различной экономической и правовой природы, что в конечном счете сказалось и на особенностях их администрирования.

Особенности действующего механизма администрирования платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

Взимаемые таможенными органами платежи уплачиваются (взыскиваются) в том государстве - члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, в валюте этого государства. Уплата осуществляется на единый счет уполномоченного органа – «счет, открытый уполномоченному органу в национальном (центральном) банке, либо в уполномоченном органе, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке, для зачисления и распределения поступлений между бюджетами государства - члена Таможенного союза» (ст. 2 Соглашения от 20.05.2010 г.) [4]. Уполномоченными органами выступают государственные органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджета страны: в России – Федеральное казначейство РФ, в Беларуси - Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, в Казахстане - Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.

aq1

Рисунок 1 –Состав таможенных платежей в государствах – членах ТС до вступления в ТС

В настоящее время в качестве единого счета в России выступает открытый Межрегиональному управлению Федерального казначейства в ЦБ РФ на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» счет № 40101810400000010153. Администратором платежей, поступающих на этот счет, является ФТС России.И в зависимости от того, куда в дальнейшем поступают этисредства, их можно разделить на три группы (рисунок 2).

aq2

 

Рисунок 2–Группировка платежей, администрируемых таможенными органами России

Первую группу составляют платежи, распределяемые между странами Таможенного союза на основе специально созданного для этого механизма, закрепленного в Соглашении от 20.05.2010 г. [4]. Подлежащая перечислению другим государствам – членам Таможенного союза (Казахстан и Беларусь) часть платежей с единого счета поступает на корреспондентские счета, открытые в ЦБ РФ Национальному Банку Республики Казахстан и Национальному Банку Республики Беларусь (рисунок 3). А доля Российской Федерации перечисляется на балансовый счет 40105 «Средства федерального бюджета», открытый Федеральному казначейству в ЦБРФ и предназначенный для учета средств федерального бюджета России.

aq3

 

Рисунок 3 –Механизм взимания и распределения платежей, администрируемых таможенными органами России, с применением единого счета

Распределениеосуществляется согласно нормативам распределения, установленным для: Республики Беларусь – 4,70 %, Республики Казахстан – 7,33 %, Российской Федерации – 87,97% [4]. Нормативы рассчитаныисходя из объема импорта из третьих стран в 2008-2009 гг. на основании данных статистики «Комтрейд ООН» (с некоторыми поправками) [6].

Отнесение к данной группе специальных, антидемпинговых и компенсационныхпошлин, установленных Евразийской экономической комиссией, связано с тем, что п. 3 ст. 28-1 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам предусмотрено, что они подлежат зачислению и распределению в бюджеты государств – членов ТС в порядке и по нормативам, определенным Соглашением от 20.05.2010 г. [5].

Ко второй группе относятся платежи, которые напрямую попадают в бюджеты соответствующего государства - члена Таможенного союза. Сюда относятся платежи, которые в полном объеме с единого счета поступают на счет 40105 «Средства федерального бюджета». Если платежи первой группы используются в первую очередь в целях протекционистской защиты товаров ТС, то взимание второй группы платежей направлено на иные цели: их взимание, во-первых, позволяет сбалансировать налоговые режимы в отношении иностранных и российских товаров, а во-вторых, является очень важным источником доходной части федерального бюджета (в последние годы на них приходится 80-90% платежей, перечисляемых таможенными органами в федеральный бюджет России).

Третью группу составляют платежи, которые числятся на едином счете иостаются, как правило, имуществом лица, внесшего платежи, до наступления установленных в таможенном законодательстве событий (действий). С наступлениемтаких событий(действий) платежи распределяются между государствами – членами ТС, перечисляются в федеральный бюджет или возвращаются плательщику. В качестве таких событий (действий) может выступать распоряжение лица, внесшего платежи, решение об обращении на них взыскания таможенным органом и т.д. Так, авансовые платежиуплачиваются на единый счет и на нем числятся до:

1.их идентификации в качестве таможенных платежейна основании распоряжениявнесшеголица таможенному органу;

2. их идентификации в качестве денежного залогана основании распоряжениявнесшего лица таможенному органу;

3.обращениятаможенным органом взыскания на них;

4. возвратаих внесшему лицу на основании заявления[7].

Другой пример. Также входящие в третью группу предварительные специальные, предварительные антидемпинговые и предварительные компенсационные пошлины, введенные Евразийской экономической комиссией, распределяются между государствами - членами Таможенного союза только в случае, если по результатам специально проведенного расследования Евразийской экономической комиссией принято решение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; в противном случае со счета 40101 средства возвращаются плательщику.

Следовательно, третья группа платежей потенциально- платежи первых двух групп, но их идентификация в качестве таковых происходит только при наступлении определенных таможенным законодательством событий.

Проблемы системы совместного взимания ввозных таможенных пошлин и иных платежей, распределяемых между государствами - членами ТС

С началом функционирования ТС администрирование платежей второй и третьей групп в России осуществляется на основе ранее функционировавшего порядка с некоторыми несущественными изменениями. Для взимания и распределения платежей первой группы в рамках ТС применяетсяустановленный Соглашением от 20.05.2010 г. порядок, который действует с 01.09.2010г., то есть практически с начала функционирования ТС, без каких-либо существенных изменений.

Нарекания относительно действия механизма со стороны непосредственных исполнителей – таможенных и других государственных органов стран Таможенного союза – в средствах массовой информации и официальных документах найти сложно. Одним из немногих исключений является высказывание главы Федеральной таможенной службы России А. Бельянинова о наличии проблем администрирования таможенных платежей в Беларуси и Казахстане и необходимости пересмотра существующих пропорций распределения ввозных таможенных пошлин между странами Таможенного союза, которое он сделал, выступая 22 июня 2011 г. в Совете Федерации. В последующем обвинения в проблемах администрирования были опровергнуты как в Минске и Астане, так и в Москве (сделал это Минфин), а предложение изменить нормативы распределения ввозных таможенных пошлин поддержки не получило.

Однако, на наш взгляд, необходимость внесения изменений в порядок распределения ввозных таможенных пошлин и иных платежей, отнесенных нами в первую группу,в настоящее время все-таки назрела. Она определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, нормативы, рассчитанные по статистическим показателям «Комтрейд ООН» за 2008-2009 гг., не в полной мере отражают современные пропорции импортных поставок в Таможенном союзе [12]. При этом данная проблема с большой степенью вероятности будет иметь место при любой фиксации пропорций на основе динамичных макроэкономических показателей на сколь-нибудь продолжительное время.

Во-вторых, при каждом расширении Таможенного союза путем принятия в него новых членов пропорции придется пересматривать, включая долю новых членов и изменяя долю действующих. До конца 2015 г. к числу государств – членов Таможенного союза ожидается присоединение Киргизии, также не исключено вступление Армении и Таджикистана [13]. Сохранение существующего порядка распределения ввозных таможенных пошлин будет означать, что с каждым новым потенциальным членом придется вести непростые переговоры об их доле в «пироге» из ввозных пошлин. А как показывает имеющийся у Таможенного союза опыт, такая дележка в конечном счете превращается в довольно непростой предмет политического торга.

Также стоит отметить другую проблему, не связанную напрямую с функционированием рассматриваемого механизма, однако очень важную с точки зрения его объективной оценки и совершенствования. Это проблема недостаточности публикуемой статистической информации для проведения полноценного научного анализа взимания и распределения ввозных таможенных пошлин и иных платежей первой группы. Хотя такая информация «уполномоченными органами» собирается и обобщается, в свободном доступе ее практически нет. Между тем, только располагая такими данными, можно дать реальную оценку эффективности действующего механизма и еговлияния на результаты интеграционных мероприятий врамках единого таможенного пространства. Выходом из сложившейся ситуации может быть публикация статистической информации на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, а также в официальных статистических изданиях.

Заключение

Проведенный анализ действующего порядка администрирования платежей, взимаемых таможенными органами России, позволяет сделать следующие выводы:

1. На таможенные органы России возложена большая и ответственная работа по взиманию платежей различной правовой и экономической природы, на которые в настоящее время приходится существенная часть доходов федерального бюджета страны.

2.Платежи, взимаемые таможенными органами России можно разделить на три группы: распределяемые между странами ТС, перечисляемые в полном объеме в федеральный бюджет и учитываемые на едином счете до наступления определенных таможенным законодательством событий (действий). При этом если платежи первой группы прежде всего призваны способствовать защите внутреннего рынка государств – членов ТС, то платежи второй группы выполняют балансировочную и фискальную функции.

3. Взимание и распределение платежей первой группы осуществляется на основе специально разработанного, оригинального механизма, применяющегося в ТС и закрепленного в Соглашении от 20.05.2010 г. Порядок взимания платежей второй и третьей групп главным образом регулируется законодательством государств – членов ТС.

4. В настоящее время назрела необходимость пересмотра действующего порядка распределения ввозных таможенных пошлин в ТС. Важно, чтобы эти изменения помогли сделать порядок более универсальным и гибким, а пропорции государств – членов ТС менее привязанными к быстроменяющимся показателям макроэкономической статистики.

Библиографический список

  1.  Таможенный кодекс Таможенного союза(приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
  2.  Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с «Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства») // Собрание законодательства РФ. 2012.  N 36. Ст. 4866.
  3.  Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти(Заключено в г. Москве 09.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2012. N 7. Ст. 787.
  4.  Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) (Заключено в г. Санкт-Петербурге 20.05.2010) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 40. ст. 4990.
  5.  Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам(Заключено в г. Москве 25.01.2008) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 42. Ст. 5299.
  6.  Решение Евразийской экономической комиссии от 25.03.2010г. № 199 «О механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)» // Таможенный вестник. 2010. N 8.
  7.  Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
  8.  «Таможенный кодекс Республики Беларусь» от 04.01.2007 № 204-З[электронный ресурс] // Режим доступа:  http://www.pravoteka24.com/kodeksi_respublici_belarus/page,4,505-tamozhennyy-kodeks-respubliki-belarus.html. Дата обращения: 21.04.2014.
  9.  «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 N 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 22.Ст. 2066.
  10.  «Таможенный кодекс Республики Казахстан» от 05.04.2003 № 401 [электронный ресурс] // Режим доступа:  http://md-system.kz/downloads/custom_kodeks_19_03_2010.pdf. Дата обращения: 21.04.2014.
  11.  Таможенный кодекс Российской Федерации(утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31.Ст. 1224.
  12.  Борисов С.М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин // Деньги и кредит. 2013. №8. С. 33-36.
  13.  Оразалиев А.А., Хрипкова Л.Н. Таможенный союз ЕврАзЭС как основной реинтеграционный проект на постсоветском пространстве и перспективы его расширения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 4. Режим доступа: http://www.uecs.ru/makroekonomika/item/2115-2013-04-29-08-33-33  

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516