Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Формирование рынка в сфере возобновляемых источников энергии, организационный аспект.

Региональная экономика | (56) УЭкС, 8/2013 Прочитано: 14993 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Бринк Иван Юрьевич,, Сироткин Александр Юрьевич,, Кононенко Ирина Сергеевна,, Смирнова Ольга Александровна
  • Дата публикации:
    17.08.13
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ИСОиП (ф)ДГТУ,
    НП ИТЦ «ИнТех-Дон»

Формирование рынка в сфере возобновляемых источников энергии, организационный аспект.

Market formation in the sphere of renewables, organizational aspect.

Бринк Иван Юрьевич,

д.т.н., проф.,проф., ИСОиП (ф)ДГТУ,

e-mail: brink.ivan@mail.ru 

Сироткин Александр Юрьевич,

к.э.н., директор НП ИТЦ «ИнТех-Дон»

e-mail: sirotkinau@ya.ru 

Кононенко Ирина Сергеевна,

менеджер НП ИТЦ «ИнТех-Дон»

e-mail: i.s.kononenko@yandex.ru

Смирнова Ольга Александровна

к.т.н., доц., ИСОиП (ф)ДГТУ,

e-mail: smir_nova@inbox.ru

Аннотация

Развитие возобновляемых источников энергии является доминирующей мировой тенденцией. Солнечная энергетика имеет огромный рыночный потенциал в индивидуальном жилищном строительстве, ЖКХ, туризме, сельском хозяйстве и других областях. В мировой практике развитие данной сферы активно стимулируется государством.

В статье на основе анализа 358 региональных целевых  программ в 44 регионах страны выявлены организационные вопросы гармонизации этих программ с 261 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», а также с редактируемыми государственными программами Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»,  «Энергоэффективность и развитие энергетики» в части развития рынка в сфере солнечной энергетики.

Abstract: Development of renewables is a dominating world tendency. The solar power has huge market potential in individual housing construction, housing and communal services, tourism, agriculture and other areas. Development of this sphere is actively stimulated in world practice with the state.

In article on the basis of the analysis of 358 regional target programs in 44 regions of the country organizational questions of harmonization of these programs with 261 Federal Law "About Energy Saving and Increase of Power Efficiency", and also with edited state programs of the Russian Federation "Development of the industry and increase of its competitiveness", "Energy efficiency and power development" regarding market development in the sphere of solar power are revealed.

Ключевые слова: Возобновляемый источник энергии, региональные целевые программы,  субсидирование, солнечная энергетика.

Keywords: Renewable source of energy, regional target programs, subsidizing, solar power.

Введение. Государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № ВП-П13-8165. Программа направлена на интеграцию усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынке.

В соответствии с решением Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 30 января 2013 г. № 3-АК ведется доработка государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в части формирования отдельной подпрограммы по развитию производства оборудования для возобновляемой энергетики и инжиниринговой деятельности в этой сфере.

1. Формы поддержки рынка ВИЭ на региональном уровне. При сложившихся в настоящее время на мировых энергетических рынках конъюнктуре и уровне технологического развития в мировой практике широко внедрена государственная поддержка технологий возобновляемых источников энергии (ВИЭ) [1].

В настоящее время активно поддерживаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты в сфере ВИЭ, однако необходимы координирующие усилия государства и в направлении формирования рынков. В энергетической стратегии России на период до 2030 года [2] четвертый раздел, посвященный развитию внутренних энергетических рынков, формирует фундаментальные направления решения государственных задач в этой сфере, которые в последующем подлежат дальнейшей детализации на федеральном, региональном и отраслевом уровне.

В литературе достаточно широко представлены работы, касающиеся моделирования стратегий развития энергоэффективности [3-6], частью которой является сегмент ВИЭ, а также обсуждению экономически оправданных механизмов стимулирования [7]. Однако с нашей точки зрения необходимо подробное изучение регионального ландшафта нормативно-правовой базы для оценки его готовности к коррекции и гармонизации региональных целевых программ в части стимулирования рынков ВИЭ.

В рамках технологической платформы «Перспективные технологии возобновляемой энергетики» с целью формулирования предложений для госорганов в области поддержки формирования рынков солнечной энергетики, нами были проанализированы региональные целевые программы по 44 регионам РФ, в которых инсоляция превышает 4 кВт·ч/(сут.·м2), рис. 1 [8], а также южные и центральные регионы.

brin1

Рисунок 1. Среднегодовые суммы солнечной радиации в РФ

В таблице 1 представлены регионы выборки для исследования целевых программ.

 Таблица 1. Регионы выборки для исследования целевых программ 

 brin2

Исследовались региональные целевые программы по направлениям, представленным в таблице 2. Направления целевых программ были выбраны с точки зрения наличия в них распределенного рыночного потенциала. К этим направлениям можно отнести интенсивно развивающиеся отрасли животноводства, сельского хозяйства, ЖКХ, туризма и др. В таблице 2 представлена статистика наличия в программах субсидирования мероприятий в сфере энергетики и энергосбережения в различных формулировках.

 Таблица 2. Субсидирование энергоэффективных мероприятий и энергозатрат в региональных целевых программах выборки 

brin3

В большинстве программ представлены субсидии на компенсацию затрат на электроэнергию или на подключение электрической мощности.  Согласно данным таблицы 2, вопросы, связанные с субсидированием электроэнергии и мероприятий по энергоэффективности представлены всего в 23,7% региональных целевых программ, т.е. существуют, значительный потенциал развития в части финансовой поддержки вопросов внедрения энергоэффективных мероприятий, в том числе ВИЭ.

В таблице 3 представлена статистика сроков окончания действия региональных целевых программ, которая позволяет разработать дорожную карту гармонизации региональных целевых программ с требованиями Федерального Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9] и государственными программами РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»,  «Энергоэффективность и развитие энергетики», а также  оценить необходимые ресурсы для выполнения этой задачи.

Таблица 3. Статистика распределения сроков окончания региональных программ на период с 2013 по 2020 г.г.

brin4

В настоящий момент 30 % территории РФ имеет централизованное энергоснабжение, а на 70% территории России, где проживают более 20 млн. человек, существует энергоснабжение с помощью автономных энергоустановок (рис. 2), что говорит о значительном потенциальном спросе на элементы ВИЭ [10].

brin5

Рисунок 2. Энергоснабжение России

Потенциальный платежеспособный спрос должен быть стимулирован через субсидии, предусмотренные целевыми региональными и отраслевыми программами поддержки.

2. АВС-анализ целевых региональных программ развития рынка ВИЭ. Для оценки потенциально возможной поддержки платежеспособного спроса рынка ВИЭ был проведен АВС-анализ целевых программ регионов и отраслей, в рамках которого были определены уровни гармонизации региональных целевых программ с государственными программами в области энергоэффективности, в том числе с применением ВИЭ. Для определения степени готовности региона определена следующая классификация:

группа A: регион и отрасль, наиболее подготовленные к внедрению элементов ВИЭ и существует значительная возможность субсидирования, заложенная в целевых программах без необходимости изменения бюджета.

группа B: регион и отрасль, в которых возможно запустить пилотные проекты в данном направлении и присутствует возможность субсидирования, но требуется дальнейшее совершенствование законодательства.

группа C: регион и отрасль, наименее готовые к использованию элементов ВИЭ, где возможность субсидирования отсутствует или незначительна. В данных регионах требуются значительные законодательные инициативы, связанные с энергоэффективностью и внедрением ВИЭ.

В таблице 4 представлены результаты проведенного авторами АВС-анализа целевых программ, с точки зрения субсидирования мероприятий в сфере возобновляемой энергетики.

Таблица 4. Уровни возможности коррекции региональных целевых программ

brin6

Анализ таблицы 4 показывает, что в 26 из 358 региональных отраслевых программ наиболее значительный потенциал поддержки рынка ВИЭ, уровень А, 19 отраслевых программ находятся на уровне В, а в 313 требуются значительные законодательные инициативы, уровень С.

В состав регионов, относящихся к группе А, входят Белгородская область, Томская область, Краснодарский край, Архангельская область, Амурская область, Волгоградская область, Республика Татарстан, Республика Бурятия и другие, в которых уже разработаны и приняты нормативные правовые акты, так или иначе поддерживающее развитие ВИЭ (в том числе через развитие розничных рынков) [11-16].

Заключение

На основании проведенных исследований содержания 358 региональных отраслевых программ по 44 регионам РФ выяснено, что вопросы субсидирования мероприятий, связанных с энергоэффективностью включены в 23,7 % программ. При этом отмечен различный уровень гармонизации отраслевых целевых программ с требованиями Федерального Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и государственными программами Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»,  «Энергоэффективность и развитие энергетики», а также  оценить необходимые ресурсы для выполнения этой задачи.

Исследование статистического распределения срока действия программ позволяет разработать дорожную карту гармонизации региональных целевых и государственных программ РФ.

Проведенный АВС-анализ позволяет расставить организационные приоритеты в сфере широкомасштабного развития технологий ВИЭ в Российской Федерации.

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ по Государственному контракту от 15 марта 2013 г. № 14.516.11.0017.

Библиографический список

  1. Тарасов, А.П. Стимулирование освоения нетрадиционных возобновляемых источников энергии: мировые тенденции и Россия. //Ж. Экономика и управление – 2009 - №5(54).
  2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.- Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации // Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/index.php, свободный.
  3. Борталевич, С.И. Методология управления энергобезопасностью регионов. // Управление экономическими системами. Научный электронный журнал. Режим доступа http://www.uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/1690-2012-11-22-05-31-27 , свободный
  4. Анисимова, Т.Ю. Влияние различных факторов на достижение стратегических целей по снижению энергоемкости отечественной экономики. // Управление экономическими системами. Научный электронный журнал. Режим доступа http://www.uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/184-2011-03-23-09-17-54, свободный
  5. Бринк, И.Ю. Перспективы развития возобновляемых источников энергии в РФ. [текст] Технические и практические аспекты ресурсосбережения и энергоэффективности: сбор. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Энергосбережение и эффективное использование энергоресурсов экономики территории». В 2 частях. Ч.1. – М.: Илекса, 2012. – 256 с.
  6. Бринк,  И.Ю. Видение будущего ВИЭ в контексте социально-экономического развития России. // Энергия Юга - 2012 - № 7,8.
  7. Копылов, А.Е. Экономические аспекты выбора системы поддержки использования ВИЭ в России // Энергия: экономика, техника, экология. 2008. № 9.
  8. Попель, О.С. Возобновляемые источники энергии: роль и место в современной и перспективной энергетике Рос.хим. ж. (Ж. Рос. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева), 2008, т. LII, № 6.
  9. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. От 25.12.2012) «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // CONSULTANT.RU/ONLINE: Некоммерческая интернет-версия системы КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132068 (дата обращения: 12.07.2013).
  10.   Фортов, В.Е. Энергетика в современном мире [Текст]: научное издание / В.Е. Фортов, О.С. Попель. - Долгопрудный: ООО Издательский Дом Интеллект, 2011. – С. 168.
  11.   Постановление правительства Белгородской обл. от 29.10.2012 N 427-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие возобновляемых источников энергии на 2013 - 2015 годы и на период до 2020 года» // CONSULTANT.RU/ONLINE: Некоммерческая интернет-версия системы КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW404;n=30484 (дата обращения: 08.08.2013). 
  12.   Закон Томской области от 1 декабря 2000 г. N 55-ОЗ «Об использовании локальных нетрадиционных возобновляемых источников энергии в Томской области» // FPA.SU: Электронный ресурс Финансово-правового агентства. URL: http://www.fpa.su/regzakon/tomskaya-oblast/zakon-tomskoy-oblasti-ot-1-dekabrya-2000-g-n-55-oz-ob-ispolzovanii-lokalnich-netraditsionnich-vozobnovlyaemich-istochnikov-energii-v-tomskoy-oblasti-prinyat-postanovleniem-gosudarstvennoy-dumi-tomskoy-oblasti-ot-20-noyabrya-/ (дата обращения: 08.08.2013).
  13.  Закон Краснодарского края от 7 июня 2004 г. N 723-КЗ «Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае» // FPA.SU: Электронный ресурс Финансово-правового агентства. URL: http://www.fpa.su/regzakon/krasnodarskiy-kray/zakon-krasnodarskogo-kraya-ot-7-iiunya-2004-g-n-723-kz-ob-ispolzovanii-vozobnovlyaemich-istochnikov-energii-v-krasnodarskom-krae/ (дата обращения: 08.08.2013).
  14.  Распоряжение Администрации Архангельской области от 19 мая 2009 г. № 176-ра/21 «О проекте Стратегии развития энергосбережения в Архангельской области» // DVINALAND.RU: Сайт Правительства Архангельской области. URL: http://www.dvinaland.ru/files/i/176r.pdf (дата обращения: 08.08.2013).
  15.  Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 20.05.2004 N 38/238 «О проекте закона Амурской области «О развитии нетрадиционных возобновляемых источников энергии в Амурской области» // AMUR.NEWS-CITY.INFO: Портал Амурской области. URL: http://amur.news-city.info/docs/sistemsc/dok_oegtrb.htm (дата обращения: 08.08.2013).
  16.  постановление Администрации Волгоградской области от 26 июля 2010 г. N 347-п «О долгосрочной программе по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области» на 2010 - 2020 годы // SOLEX-UN.RU: Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение» на сайте биржи инновационных решений. URL: http://solex-un.ru/sites/solex-un/files/energo_document/2011/01/__14894.doc (дата обращения: 08.08.2013).
  17.   Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.03.2008 N 420-р «О Концепции целевой программы «Развитие малой энергетики в Республике Татарстан на возобновляемых источниках энергии» // BASE.GARANT.RU: Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/8138791/ (дата обращения: 08.08.2013).
  18.  Государственная программа Республики Бурятия «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства (2013-2020 годы)» // SOLEX-UN.RU: Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение» на сайте биржи инновационных решений. URL: http://solex-un.ru/sites/solex-un/files/energo_document/2011/01/__19402.doc (дата обращения: 08.08.2013). 

 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516